Необычайно много сделал для становления Кыргызской скульптуры венгерский мастер Ласло
Мессарош. Основатель первой в Средней Азии студии подготовки скульпторов проработал в Республике около двух лет
и был расстрелян в 1938 году по ложному доносу. Все работы Ласло Мессароша подлежали уничтожению, и только
благодаря самоотверженности его учеников, часть произведений сохранилась. Это небольшая портретная галерея стала
поистине энциклопедией характеров, типажей, персонажей, простых людей многонационального
Кыргызстана...
Огромное значение для развития метода социалистического реализма в скульптуре имело творчество Ольги Мануйловой. Приехав
в республику в 1938 году, она за последующие годы сумела создать ряд выдающихся произведений: памятник Герою
Советского Союза генерал-майору Ивану Васильевичу Панфилову (1942); портрет оперной певицы Сайры Киизбаевой
(1951); скульптурные композиции на фронтоне Театра оперы и балета (1955).
В послевоенное время в республике,
кроме Ольги Мануйловой, работали: Владислав Пузыревский «Герой Социалистического труда Зууракан Кайназарова»
(1955), Григорий Бурлин «Голова чабана» (1959), Николай Лодягин (бюст героя гражданской войны Алексея Иваницына,
1957)
В 1960-х годах в СССР начинается период массового строительства микрорайонов, жилья и объектов
соцкультбыта. Появляется новый монументальный образ, который хорошо вписывается в эстетику социальной
архитектуры. Скульптура испытывает влияние «оттепели» и «сурового стиля», становится обобщенным повествованием о
буднях простых советских граждан, строителей новой жизни.
Этот период заметен плодотворными творческими
содружествами: Владимир Воронин, Алексей Каменский, Сабитжан Бакашев, 3аур Хабибулин – оформление музея М. В.
Фрунзе (1967); Тургунбай Садыков, Заур Хабибулин, Сабитжан Бакашев – «Монумент Дружбы Народов» (1974). Активно
работает в станковой и монументальной скульптуре живописец Гапар Айтиев (памятник великому кыргызскому
акыну-демократу Токтогулу Сатылганову, 1974).
В 60-годах начинается творческая биография Тургунбая Сыдыкова,
самого известного монументалиста Кыргызстана: «Табунщик» (1965), «Рыскулов в роли короля Лира» (1974),
архитектурно-скульптурный комплекс у филармонии «Манас» (1982).
Новые тенденции проникают в станковую
скульптуру, она становится более монументальной и декоративной: Альбек Мухутдинов «Чабан» (1965), Виктор
Шестопал «Хозяйка полей» (1967); Давид Хеидзе «Портрет Асакена Бейшенова» (1972); Григорий Тупый «Штукатур»
(1975). В 1984-85 годах в республике проводятся международные симпозиумы скульптуры, в которых принимают участие
кыргызские ваятели, мастера советского искусства, видные представители скульптуры Венгрии, Польши, Кубы,
Вьетнама. Произведения, созданные в рамках этих симпозиумов, были переданы в дар республике и стали основой
столичного парка скульптуры под открытым небом. Существенных успехов добиваются медальеры республики: Вячеслав
Копотев «Легенда. Мать – Олениха» (1972); Анатолий Соловьев «Мы победили!» (1977).
В 80-годы, в годы развитого
социализма и экономического застоя, в станковой скульптуре к декоративной линии прибавляется изрядная доля
иронии: Заур Хабибулин «Гапар Айтиев» (1987); Виктор Димов «Мелодия» (1985). В период «перестройки и гласности»
скульпторы республики начинают открыто применять модернистские приемы: Арстанбек Шаршекеев «Пробуждение» (1990);
Мамат Камчыбеков «Богатырь» (1989); Владимир Зухин «Костя Шкурпела» (1996).
31 августа 2011 года, в день
празднования 20-летия годовщины Независимости Кыргызстана на главной площади столицы были установлены памятники
Манасу, скульптор Базарбек Сыдыков, и Чингизу Айтматову, скульптор Садабек Ажиев. Кыргызстан обрел свое лицо,
свой аутентичный образ: Манас – герой народного эпоса, объединитель многих этносов в один кыргызский народ;
Чингиз Айтматов – признанный во всем мире символ современности нашей культуры.