Утро в горах

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1950

Size

75х119

Number

2119-839ж

Лето на джайлоо. Безоблачное небо. Возле юрты женщина готовит самовар утреннего чая. Оседланная лошадь стоит у коновязи. На привязи жеребята, рядом кобылы. Возможно, чабан пригнал косяк на утреннюю дойку? Зритель этого не знает, но верит художнику. Чувствует, что художник пишет о том, что хорошо знает, как свои пять пальцев! Такие достоверные натурные наблюдения не приобретешь, приезжая на этюды. Художник живет здесь! Это не ориентализм – это кыргызская живопись! И горы изображены так, как они воспринимаются живущими здесь. Они не видят световоздушной перспективы! Они про нее не знают! Цвет не становится тусклым – он остается цветом. Красивым цветом! Зеленый – везде зеленый! И пылевой завесы нет – это же в горах! А смога и подавно нет! И тень – это цвет; и снежный склон – локально белый; и горы вдали – не серые. Цвет – это просто цвет. Он не передает пространство – он и есть пространство! Это и стало особенностью кыргызского горного пейзажа! И еще одна особенность кыргызской живописи: работа сделана в сталинский период развития социалистического реализма в Советской Киргизии. Но этого на картине не видно! Здесь нет идеологии. Дух народа остается неизменным! И дружат с ним только избранные, настоящие художники!


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.