Сон-Куль

Genre

Бытовой

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1957

Size

31х69

Number

4996-1531

Летнее утро на джайлоо, на берегу высокогорного озера. Женщина в белом платке, в черном платье и в фартуке, доит кобылу; другая, в красном платке и в разноцветном платье, удерживает жеребенка. Юрты, палатки; отары овец и табуны лошадей; гладь озера и контуры гор. Правдивое изображение рабочих будней и не покидает ощущение, что это социалистический реализм сталинской эпохи! Смотрится, как небольшой этюд к большой, широкой картине о процветании колхозно-кочевого животноводства. Что в этом плохого? Ничего. Нет неожиданных живописных решений. Есть обязательное соблюдение правил световоздушной перспективы. Есть классическая ясность, хорошо поработаны детали. Хорошо написан фон, правильно и похоже. Нет сурового стиля, а он станет главным в эпоху оттепели в СССР! В те времена в Советской Киргизии сурового стиля не было. И талантливый кыргызский художник сделал небольшой этюд так, как это обычно делали многие его коллеги. Но и о живописи не забывал! А живопись для него – это лошади! Кобылицы с жеребятами; оседланные работники возле коновязи; и интереснейшая группа слева. Именно лошади делают этот этюд живым, эмоциональным наблюдением. И, благодаря этому, композиция в целом не смотрится послушным выполнением наказов партии и правительства.


Аманкожоев Кубанычбек

(1934-1987)

Живописец. Родился 19 февраля 1934 года в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской области. В 1954 окончил Фрунзенское художественное училище. В1954-1957 гг. учился на факультете живописи Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1958 года- член Союза художников СССР. Работал преимущественно в жанровой картине и пейзаже, реже в портрете. К. Аманкожоев, отличившийся в своё время смелыми экспериментами в передаче природных состояний, всегда сочетавшихся у него с жанровыми мотивами, первым из кыргызских художников стал отходить от тональной живописи, характерной для основоположников кыргызского искусства придавая особое значение декоративной приподнятости цветной гаммы. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также в музеях СНГ.