Аннушка

Жанр

Портрет

Период

Русское искусство. Дореволюционный период

Материал / Техника

Картон, пастель

Дата создания

1902

Размер

80х58

Номер

2265-888ж


Савицкий Константин Аполлонович

(1844-1905)

Русский жанровый живописец, график, академик, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), педагог, первый директор Пензенского художественного училища имени Н.Д.Селивёрстова. Родился в семье военного врача Г.К.Савицкого. Рано осиротел, воспитывался в частном пансионе Голандера в местечке Биркенруе в Лифляндии. В 1862 посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников. В том же году поступил в Императорскую Академию художеств, занимался до 1873 (с перерывами) в классе исторической живописи у Ф.А.Бруни, А.Т.Маркова, П.П.Чистякова; пользовался советами Л.Ф.Лагорио и А.Е.Бейдемана. В 1868 получил три малые серебряные медали за картину «Шарманщик», рисунок и этюд, в 1869 — малую и большую серебряные за этюды, в 1870 — малую серебряную медаль за эскиз композиции «Распятие», большую серебряную медаль за рисунок и большую поощрительную медаль за картины «Посещение больного сына» и «Часовой порохового погреба». В 1871 отмечен малой золотой медалью за исполнение программы «Каин и Авель». В 1871–1874 получал стипендию императора Александра II. К конкурсу на большую золотую медаль допущен не был в связи с участием во Второй выставке ТПХВ (1872/1873) и «неисполнением всех постановлений Императорской Академии художеств». В 1873 оставил занятия в Академии. В 1874–1876 на средства, полученные от продажи П.М.Третьякову картины «Ремонтные работы на железной дороге», и как стипендиат Александра II совершил поездку за границу. Жил и работал в Париже, где сблизился с колонией русских художников: А.П.Боголюбовым, И.Е.Репиным, В.Д.Поленовым. Периодически выезжал в Петербург и Динабург. Посетил Варшаву, Дрезден, Дюссельдорф и другие европейские города. Летние месяцы проводил в Веле и Этрета в Нормандии. Занимался росписью на вулканической лаве и гравированием. В 1876 возвратился в Петербург. В 1878 вступил в ТПХВ, участник выставок Товарищества до 1908 (с перерывами). В 1878 экспонировал свои картины на Всемирной выставке в Париже. В 1880-х много работал с области книжной и журнальной графики, сотрудничал в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист». Создавал иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого. В 1883–1889 преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. В 1890–1894 участвовал в комиссии по пересмотру Устава Императорской Академии художеств. В 1891 переехал в Москву. В 1895 был избран действительным членом Императорской Академии художеств. В 1896 был привлечен к организации художественного отдела Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, входил в состав экспертной комиссии. С 1897 жил в Пензе, до конца жизни являлся директором Пензенского художественного училища им. Н.Д.Селиверстова. В том же году «за известность на художественном поприще» был удостоен звания академика. Савицкий-один из крупнейших мастеров жанровой живописи в России второй половины XIX века, чье творчество связано с ТПХВ. Для его творчества характерны литературность сюжета, «обличительная направленность, стремление передать сложную психологию народной массы, выразительность народного типажа, мастерство компоновки многофигурных сцен, тяготение к пленэрной живописи». Произведения Савицкого находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске и других. При Пензенской картинной галерее создан мемориальный музей художника.