В мастерской

Жанр

Бытовой

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1973

Өлчөмү

74,х118

Номери

14471-3350ж

В центре интерьера на столе стоят: банки с красками, кувшин с кистями, бутылочки с разбавителем, ветошь, валяются тюбики, выжатые брошены прямо на пол. Справа раскрытый этюдник с палитрой, прислоненные к стене подрамники. За окном видны крыши одноэтажных домов. Слева художник держит в руках ворох газет и курит, смотрит на пустой холст на мольберте. Сам холст не виден. Всем в пределах картины тесно, они «уходят» за край. И идеи тоже. Автор не показывает работ художника. Не важно – кто изображен на картине. Не важно – какие конкретно газеты. Главное – художник поднял глаза от чтения и мысленно начал работать: превращать передовицы в художественные образы. Вспоминается работа Ренато Гуттузо, итальянского художника-коммуниста, «Утро в мастерской». И распространенный мотив – человек читающий газету. На страницах клокочут актуальные проблемы современности. Газета как живой собеседник, источник злободневных тем и социалистических идей. Таких картин у художника немного. Узнаваемый почерк был другой: работы делались, как бы второпях, и получалось хорошо, не так как у других. Но всегда было стремление работать тщательнее, найти манеру, близкую к идеологии страны, идеологии коммунистической партии. Чокморов Суйменкул член КПСС с 1975 года. Такие работы считались соцреализмом периода развитого социализма. А почему бы нет! Социализм уверено побеждает на Западе, если наши художники не займутся их проблемами, кто им поможет, бедненьким. Нужна новая, более современная, форма? Ну пусть используют приемы русского авангарда, кубизма, «Нового фронта искусств» от Ренато Гуттузо.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.