Весна в деревне

Genre

Сельский пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1985

Size

45,5х76

Number

14477-3356ж

На зеленой траве в тени цветущего урюка, сидят шесть пацанов и угадывается подружка в красной косынке. Смотрят на проходящую мимо девочку в красном платье. Не смотрят на женщину, которая идет за оградой. Слева отдыхает серый ослик, он ни на что не смотрит, он просто устал. В проеме забора справа темнеет фигура девочки, она нянчит младенца и ей интересно узнать, что творится на улице. Вдали виднеются одноэтажные постройки кирпичного цвета. Ограждение из жердей делит композицию на две части. Нижняя отдана людям и их мирским заботам. Верхние две трети картины заняла динамичная фантазия мазков, пятен и точек сиреневых оттенков. Весеннее цветение. В верхней части проглядывает между ветками голубое неба. Этот мотив часто используется кыргызскими художниками: бытовой низ и фантастический верх. Но есть здесь горизонтальные связи, более сложные. Мама тяжелой походкой идет проведать дочку с маленьким, хочет узнать: все ли у них в порядке. Становится видно, как на горизонтали расположились фрагменты жизни: ответственность взрослых и первые негодяйские чувства, любопытство и стыд. И мы понимаем, что композиция продумана, и все фигуры расставлены здесь не просто так. Так умели художники Советской Киргизии и совсем разучились художники Кыргызской Республики.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.