Голубой натюрморт

Жанр

Натюрморт

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1989

Өлчөмү

73х100

Номери

11456-2850ж

Фон – голубая скатерть, украшенная узорами – синими, красными, коричневыми. Плоские узоры и голубой цвет доминируют. Узоры на предметах меньше по размеру, они сгущают массу и дают почувствовать воздух. Объем обозначается легкими тенями и прихотливыми полутенями. Два вертикально стоящих блюда: одно сливается с фоном, другое – металлическое. Два чайника, синий и белый. Пиала и рядом блюдечко. Эти «двойные» сравнения играют в «дальше-ближе» и создают ощущение пространства. Главных предметов тоже два: это, во-первых, керамическое блюдо с круглыми фруктами и деревянной поварешкой; а во-вторых, большой желтый кувшин, с нарисованными красными кружочками и зеленными лепесточками. Красота живого и красота нарисованного. Одинокие предметы, пиала и фрукты, разбросаны и участвуют в общей перекличке движения масс и воздуха. Кто здесь главнее? Несомненно, сосредоточие объемов на керамическом блюде; конечно, узоры на желтом выделяются среди узоров на белом, голубом, синем; если приглядеться, то можно заметить, что центральная ось проходит по синему чайнику и по блику на вишенке. Но самый, самый главный – самый странный! Это металлическая чашка! Походная? Алюминиевая? Зачем среди этой фантастической феерии узоров понадобилась эта приземленная кухонная принадлежность? Она выпадает из общей стилистики, спорит с красивыми плоскостями. Но без нее натюрморт был бы слишком голубым, слишком легковесным.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.