Портрет в интерьере

Жанр

Групповой портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1982-1987

Өлчөмү

117х100

Номери

10500-2621ж

Белоголовый, белобородый старик в черном чапане, подвязанном белым платком, вооружившись очками, стоя просматривает газету. Рядом сидит на полу старуха, вяжет красный свитер… Старики грустно склонили головы в одну сторону. За их спинами на настенном ковре, туш-кийиз, висит в овальной рамке портрет молодого человека в солдатской пилотке. Получился портрет семьи в интерьере. Старики-родители и фотография сына. Потрет сына, погибшего в Афганистане? А где черная рамка? Возможно, он служит в Афганистане! Тогда понятно: почему старик-отец так внимательно просматривает газету, ищет военные новости. Понятно, кому вяжет красный свитер старуха-мать. Примитивистский рисунок, несколько карикатурный, темный тревожный колорит. Не скрывается убогость окружения. Портреты на голубом квадрате в черной окантовке национальных узоров. На полу ковры, одеяла. И все. Портрет времен бессмысленной афганской войны! Старики научились скрывать затаенную боль, привыкли отвлекаться от тяжелых мыслей ежедневными заботами, традициями, ритуалами. И сквозь налет иронии, через равнодушную форму, прорывается острая жалость.


Асранкулов Аман Борубаевич

(1939-1998)

Живописец. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 24 декабря 1939 года в городе Фрунзе. В 1964 году окончил Фрунзенское художественное училище и в 1969 году факультет живописи Московского художественного института им. В.И.Сурикова. С 1971 года - член Союза художников СССР. Его творчеству присущ программный интерес к проблемам художественной формы. Серьёзные тематические задачи А.Асранкулов решает содержательностью формы, стремясь к её эмоциональной наполненности для достижения образной цельности произведения. Тему современного человека в истории он решает, главным образом, в жанре портрета.