Дворик детства

Жанр

Сельский пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, темпера

Түзүү күнү

1976

Өлчөмү

55,5х75

Номери

11450-2844ж

Заросший сельский дворик. Все заполонила пышная зелень, трава, деревья, кусты. Видны фрагменты хозяйственных построек, стог сена, женские фигуры. На свету цвета желто-зеленные, с разбелами охры желтой и красной. В тени – светло-голубые и светло-фиолетовые. Художник уверен – абстракция сама по себе создает нужное настроение! Цвет создает сюжет, и еще: игра линий и пятен. Голубое ровное небо устроилось наверху и своим спокойным видом опровергает дворовое буйство форм и красок, и будто тихо намекает здешним активистам: «Да успокойтесь же вы, наконец. Там, недалеко, прекрасно соседствуют с вами точно такие же, как вы. И точно так же буйствуют!» Но «здешние» не успокаиваются… Все творческие люди обращались к теме детства и искали там живительные истоки своего творчества. Это баран? Он тянется к женщине в красном. С такой длинной шеей? Женщина в большом белом платке, напоминающем фату. Вечная невеста? Здесь недоработка или подсознание? Детство у художника было тяжелое, мучила наследственная болезнь. Естественно, хотелось из тесного дворика сделать сказку. А там всегда найдется место кусочку неба, в которое хочется улететь, вдыхая полной грудью километры свежести и здоровья!


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.