Дворик в Кара-Куле

Genre

Бытовой

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1980

Size

48,5х76,6

Number

11457-2851ж

Осень. Деревья и кустарники пожелтели, навесы остались без листьев, обнажилась их конструкция. Штакетники и стойки образовали вертикальные линии; перекладины и стебли – горизонтальные. Тени от линий легли на землю, на стену здания. Все вместе они превратились в сетку причудливых узоров. Уникальный вид! Конструкция навеса, разбившая пейзаж на кусочки. Эта тема вдохновила художника! Это не заявленный абстракционизм – это другое отношение к этюду, родившееся в эпоху соцреализма. Художник начинает ставить перед собой чисто формальные задачи. И люди присутствуют здесь как элементы композиции: женщина в красной кофточке, девочка в синем джемпере. Трудно сказать, о чем они думают. Осенью и мысли отдыхают… Художник изучает взаимодействия: объектов и теней, сетки и просветов, формы и контрформы. И в то же время, он просто пишет этюд: прозрачными красками, любовью к природе, вниманием к деталям. Часто от формальных исследований остаются только схемы с названием «ни о чем». А живопись всегда торжествует! Кара-Көл – город в Джалал-Абадской области Кыргызстана. Появился 16 июня 1962 года как посёлок гидростроителей крупнейшего в Средней Азии гидроузла Токтогульской ГЭС… Художника заинтересовал в этом городе… дворик. О том, что это южный пейзаж, напоминает характерный навес на сваях. Он виднеется на втором плане. Удобная сушилка для фруктов и ягод.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.