03.02.2020 / 10:00

30.11.2020 / 17:00

Раздел «Восток»

Раздел «Восток» представляет экспонаты, которые поступили в 40-50 годах ХХ столетия из центральных музеев Советского Союза – Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и Музея народов Востока. Часть экспонатов была приобретена у частных коллекционеров. В основном эта работы выполненные мастерами Китая и Японии. Япония. Работы японских мастеров это мир предметов и образов, особенностью которых, является специфическое отношение человека к природе. С глубокой древности природа была всегда в центре внимания, и это влияло на формирование определенного типа художественного мышления. Через образы природы можно было передать тончайшие оттенки настроений и переживаний человека. Для японского декоративного искусства в целом характерна широкая ассоциативность - как основа построения образа. Создавая предмет, художник сразу представляет себе его не изолировано, а в его связи со всей культурной атмосферой времени. Все виды декоративного искусства, так или иначе, связаны с бытовым укладом, с системой народных обычаев, праздников и обрядов. Декоративное искусство Японии формировалось так же в неразрывной связи с религиозными воззрениями, в особенности буддизма, и философией. Как известно, VI-VIII вв. были периодом наиболее интенсивного общения со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, в первую очередь с Китаем и Кореей, откуда и был воспринят буддизм. Получает распространение буддистская живопись и скульптура. Пластическое искусство достигло больших высот. Фигуры бодхисатв изображались, как в больших, так и в малых формах. Японские мастера по особенному относились к используемому материалу, они стремились выявить те или иные его качества: будь то дерево, глина или кость. В первой половине ХVII в. появляется фарфор с подглазурной росписью и эмалевыми красками. Основные формы, изготавливаемые из фарфора – плоская чаша, тарелка на высокой кольцевой ножке, ваза с большим и узким горлом. Узоры обычно сложные, тонко и тщательно проработанные, изображающие цветы, деревья, птиц, сцены из жизни. На некоторых изделиях декор напоминает текстильный и сплошь покрывает всю поверхность. В экспозиции представлены вазы из фарфора и дерева с росписью которые относятся к концу XX в. и нач.XXI в. Китай. Уже в глубокой древности культура Китая достигла высокого уровня развития. В истории художественной культуры человечества китайское искусство занимает одно из первых мест. Китай считается родиной фарфора. Он становится одним из главных видов декоративно-прикладного искусства в VII – VIII вв. К этому периоду относится создание многочисленных фарфоровых печей. Керамика покрывалась однотонной серо-голубой или трехцветной глазурью. Мотивы декора разнообразны, среди них выделяются зооморфные и растительные. Начиная с XIV в., в связи с ростом городов и общей демократизацией культуры увеличивается значение всех видов декоративно-прикладного искусства. На первом месте среди изделий этого времени, стоит фарфор, техника которого значительно видоизменяется и совершенствуется. Меняется сам принцип орнаментации, поверхность сосуда используется мастером, как белое поле, предназначенное для росписи разнообразными живописными мотивами, включенными в орнаментальную среду. При кажущейся свободе узор организован, подчинен форме сосуда. Многоцветность, яркость и декоративная нарядность сменяют изысканную простоту и нежность. Новый расцвет фарфорового производства наблюдается в XVIII в. На вазах и блюдах изображались пейзажи, цветы, птицы, жанровые композиции. Зачастую фарфоровые изделия превращались в своеобразные картины. Вазы отличались своей звонкостью, изобразительностью и фантазией в выборе сюжетов, форм и техник. Особый интерес представляют изделия из кости, которые отличаются виртуозной обработкой и разнообразием приемов исполнения. Например «Дьявольский шарик», состоящий от 18 до 25 сфер вырезанных из одного куска кости и свободно вращающихся друг в друге. Не менее оригинальны стопки для кистей. Нельзя не восхищаться тонкой работой китайских мастеров в изготовлении вееров. Небольшая коллекция ритуальных и сакральных предметов, изображающих богов, богинь и святых буддийской мифологии выполнена мастерами Монголии и Тибета. Бронзовые статуэтки пластичны и выразительны. В экспозиции также представлены работы А. Усубалиева (1930-1970) который в 1958 году первый из кыргызских художников посетил КНР, тогда достаточно закрытую для иностранцев страну. Там он написал огромное количество этюдов. Он побывал в крупнейших городах Китая Шанхае, Нанкине, Ханчжоу, Суджоу, Ухане. Писал Великую китайскую стену, древние пещерные храмы Датуна, посещал театры, цирковые представления, ездил в сельскую местность. Живопись. Молодой художник, получивший великолепное образование в Академии художеств, а затем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина сумел из натурных этюдов сделать полноценные пейзажные картины («Набережная Шанхая», «Улица в Ханчжоу», «Гульса», «Пейзаж с пароходом»). В работе на пленэре, где освещение подвержено ежеминутной изменчивости, художник ищет нечто неизменное, облачное небо, ближний и дальние планы городского или сельского пейзажа. Возможно, поэтому в картинах художника нет этюдности, «быстрого» мазка, впечатление, будто автор работал у себя в мастерской, а не сидел, к примеру, на набережной Шанхая. Китайские этюды Усубалиева А. представляют собой самостоятельную художественную ценность благодаря точности изображения пейзажных мотивов и природных состояний. Картины Усубалиева А. - это «портрет» Китая конца 1950-х годов.