За городом

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1983

Размер

59,7х 79,8

Номер

11454-2848ж

На поляне, в тени деревьев расположились трое отдыхающих. Двое мужчин в черных брюках разлеглись прямо на траве. Осторожно присела женщина в белой юбке – ее немного загородил ствол дерева. Расстелили скатерть, растаивали посуду. Рядом течет арык. Внизу, возможно, спряталась речушка, а дальше колхозные поля. Ясный летний день, ярко светит солнце, но еще не жарко. Зелень густая, холодная – от нее веет утренней прохладой. И небо холодное ровное и голубое. Совсем немного тепло-зеленого, он еще не проник в чащу, но уже разбросан на поверхности и обещает дневную жару. До поляны дотянулись тени от деревьев, растущих вдоль дороги. На обочине расположился художник со своим этюдником. Небольшая компания выбралась за город. Позади остались: работа, заботы, проблемы, суета, а здесь можно отдохнуть и расслабится… В 1980-е благосостояние советского гражданина растет, растет понимание, что надо не только строить коммунизм – надо отдыхать, и лучше всего на природе. Благо, что есть машина, красная «копейка», ВАЗ 2101. Кстати, как она туда заехала? Наверное, слева есть проезд – он не поместился в картину. «Завтрак на траве»? Скорее «Пикник на обочине». Есть одна загадка: прямое, оно в начале спереди, а потом оказывается сзади. Что это? Намек? Основа композиции – контраст между людьми и природой, центром и окружением. Но – это СССР и контраст не становится конфликтом – становится комсомольским пафосом! Человек и страна его родная! Гармония полного удовлетворения и с экологией у нас все в порядке! И что мог сделать художник? Он предупредил: люди – не хозяева природы, они ее неразумные дети. Веселые и резвые. Сегодня в Республике темпы загрязнения природы просто чудовищны! И такие «пикники на обочине» нас уже не радуют.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.