Интерьер с красным креслом

Жанр

Натюрморт

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1989

Өлчөмү

65х45,5

Номери

14476-1989ж

В 70-80-х годах XX века палитра художника меняется. В натюрмортах и интерьерах появляется больше прозрачных и открытых оттенков. В предметах художник ищет узор. Пишет быстро, рисует линией, пятнами, точками. Такой метод лучше передает образ современной жизни, непредсказуемой, быстротечной, парадоксальной. На столах в вазах полевые цветы: тюльпаны, гвоздики, осока и шалфей. Столик «рококо», обои, занавески, ковер на полу обозначены декоративными узорами. В хаос узоров и цвета вносят порядок прямоугольники: стены, занавески, пола. Спинка красного кресла и ножка стола слились в одну строго вертикальную линию. Самый загадочный прямоугольник справа сверху. Что это? Отражение в зеркале? Загулявшая кампания? В глубине комнаты под оранжевым светом лампы накаливания. Зеленый кобальт полумесяца кресла-шара, экспрессия фигур и разговоров об искусстве. Художник испытывал влияние Анри Матисса (а кто его в перестроечный период не испытывал?). В музейном собрании есть работа Таира Салахова «Веранда с красным стулом» 1981 года. Перекличка между работами всегда есть, хоть и отдаленная. Многие в 80-е писали жестко, как Эдвард Хопер, передавая в сухих формах новую реальность. Здесь в диких формах, в новых темах, художнику удалось ухватить неформальный образ современной городской жизни в Советской Киргизии конца пестрых 80-х.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.