Красный урюк

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1986

Размер

60х44,5

Номер

11462-2856ж

Внимание художника привлек сюжет: урюк и чертополох. Оба выгорели на солнце, но один стал красным и красивым, а другой – мертвенно-желтым. Чертополох засох на месте, а урюк преобразился. Это достойный ответ палящему солнцу! Можно ли живописью рассказать об этом? В стремлении передать свои чувства художник идет на риск и применяет сильный прием – красный доводит до неистовства. Такая цветовая дисгармония воспринимается в абстракционизме, но не в реалистических работах. Она здесь смотрится напрасным надрывом. Знатоки скажут: «Такой красный на голубом? А где сдержанность профессионала? А гармония? А реализм? А световоздушная перспектива?». Все правильно, но можно найти смягчающие обстоятельства. Перспектива есть. Чертополох стоит впереди не за счет цвета и тона, а за счет колючей формы. Развитие пространства в глубину останавливает глиняный дувал, об него «ударяется тень» дерева. Плоскость тени разграничивает пространства – до и за. Но и за дувалом цвет не успокаивается. И здесь доминирует солнце и диссонанс. Этого и хотел художник. Эта последовательность – кусты, дерево, стена, дальний вид – формируют композиционную перспективу. Зритель этот прием не замечает – он видит пространство смысла… Солнце палит безжалостно. В одном случае оно выжигает; а в другом – закаляет. Почему так? Непонятно. Многие ответят – порода… Почему этот сюжет привлек автора? Он увидел в нем свою судьбу? Он смело выпрямился навстречу опасному солнцу и стал неистово красным и закаленным вечностью.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.