Куст сирени

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1984-1985

Size

69,8х48,2

Number

1144-454ж

Одиноко стоящий куст сирени проработан детально, нарисован каждый листочек. По фону зеленеет сплошная трава, судя по всему – начало лета. Этюд построен на оттенках зеленого, на сочетаниях: темный – светлый, теплый – холодный, прозрачный – плотный. Разнообразия добавляет коричневый штакетник. И все равно не хватает цветов! Белых, лиловых, розовых! Не хватает сиреневого цветения! Это нетипичное изображение – сирень отцвела! Или вообще не зацветала? Остались безжизненные метелки: редеют темно-сиреневые, бело-голубоватые оттенки все того же зеленого, и забирают себе часть живительных соков. Не хватает контраста, все в нюансах и воображение упирается в тупик. А хочется говорить о светлом! Радостном! Цветущем! Праздничном! Сделано мастерски, великолепно и… слишком правдиво. Совсем тонкий реализм – не лиризм. Совсем как в жизни. Здесь бы своевольной фантазии, индивидуальной трактовочки … Не получается о светлом – можно о темном. Скромная, добропорядочная, но бесплодная. Бесцветная, по-своему красивая, но ее не жалко. Стоит одиноко и не приносит радости. Никому. Ждет, когда ее вырубит садовник. Ему-то она нужна, для древесины, для штакетника. А пока ярко светит солнце, она зеленеет.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.