У подножья гор

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1963

Өлчөмү

55х80

Номери

4650-1419ж

Дальние горы написаны тщательно, а лошади на переднем плане сделаны точечными ударами кисти. По правилам должно было быть наоборот. Вот такая парадоксальная живопись. Кыргызский художник так видит: выделяет главное по значению, для него – это горы. И его не волнует световоздушная перспектива. Но чудесным образом пространство сформировано, ощущается физически. Этому способствует фактура и композиция. Впереди находится темно-коричневый центр – это лощади пасутся на поле, рядом стог сена. По тону и цвету эта часть сливается с дальними горами, выделяет его только фактура. Вдали под горой еще один центр формируют красные нарядные крыши. Эти активные горизонтальные центры отодвигают от себя массу гор. И еще, сквозь серые облака проглядывает светлое небо. Оно далеко и тянет за собой вдаль горы. Таким образом композиционные хитрости создают пространство и без банальной световоздушной перспективы. И еще, в селе над домами струйки дыма оживляют вид и делают его ближе.


Даиров Аблабек

(1932-1989)

Живописец. Родился 10 мая 1932 года в колхозе им. 25-летия Киргизской ССР Аламединского района. В 1961 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, получив специальность живописца. С 1962 года - член Союза художников СССР. Основной жанр творчества - пейзаж. Работал также в области тематической картины и портрета. А. Даиров находит поэзию в обычных мотивах кыргызской природы и народного быта. Его полотна отличаются простотой композиции, тонкой живописностью и искренностью. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Айтиева.