Мастерская. Левая часть триптиха «Уста»

Жанр

Натюрморт

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1984

Өлчөмү

80,3х59

Номери

11452-2846ж

Интерьер ремесленной мастерской уходит в перспективу, к дальнему окну комнаты. Вид сознательно загроможден хаосом, в котором только хозяин видит порядок. Художник видит порядок форм. Рамы лучковой пилы перекликается с рамами окон. С прямоугольниками спорит колесо. Ему помогают овалы деки, точильный камень, круглая пила на подоконнике. Они отвечают за геометрию композиции. Деревянный буфет, стремена, пилы, образуют необходимый шум. А вот внизу на столе творится нечто бесформенное и властвует здесь ветошь. Одиноко смотрятся топор и тесло, нечто похожее на рашпиль, подкову и рукавицы. Самое загадочное – непонятно зеленое. В чемодане спряталась мелочь. Теплую атмосферу создает дерево, а стены и окна добавляют голубой прохлады. Можно здесь увидеть находки кубизма и «Бубнового валета». Но трактованы они по-советски: острые углы сглажены, нет абстрактных линий развития; форма не довлеет и эксперименты давно стали Школой ремесла. Но художник наблюдателен – есть национальные особенности! Особенности времени! Стремена – это кыргызский символ! К подковам кыргызы относятся равнодушно. Вот встать в стремена – это значит стать человеком! Домбра – это казахский национальный музыкальный инструмент. Откуда он здесь? Почему? Потому что тогда мы жили в большой единой стране. Особое содержание требует особую форму и появляется особенная живопись.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.