Девушка в зеленом шарфе

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1976

Размер

49,5х36

Номер

6662-1965ж

Округлость лица подчеркнута боковым освещением. Оттенки охры: от беленного, до зеленовато-коричневого. Выделяется зеленый шарф, обмотанный вокруг шеи. Живые натурные наблюдения и обобщенный образ – национальный, советский, и, конечно, модернистский. Форма простая и образ простой – энергичный, дружелюбный, приветливый! Смотрит ясно и улыбается слегка. Цикл портретов, созданный Муратом Бекджановым, Сатаром Айтиевым, Аманом Асранкуловым, Джамбулом Джумабаевым – это образы городской культуры 70-80-х. Как правило, это не знаменитости (не профессора, не писатели, не герои труда) и привлекает в них какой-то один формальный признак. Как в этом случае – зеленый шарф. Лучше заниматься формальными поисками в стиле городского примитива, чем прославлять монтажниц, мотальщиц, вязальщиц… Парадокс: отрицали пафос, а пришли к духовности! Это как? Может, во всем «виноват» нимб над головой девушки? Хотя, скорее всего, это бессмысленное следование форме: для композиции понадобился ореол. Не спешите! А может, это уникальная советская религиозность? Это когда безбожник упоминает о Голгофе (или о Фудзияме) и разглагольствует о том, что каждый должен нести свой крест, не совсем понимая, о чем здесь идет речь. То есть, понимая! Но по-своему. Картинно страдая за все человечество, нехотя строя коммунизм, чтобы потом загнать туда всех, как баранов! Неблагодарная работа… А может все проще и выше, и это портрет о том, что каждая девушка похожа на ангела в ожидании простого человеческого чуда.


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.