Портрет Темира

Genre

Портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1977- 1980

Size

70х50

Number

8484-2287ж

«Юноша бледный со взором горящим, …» одет в простенький костюм, без галстука; на рубашке верхняя пуговица не застегнута; непослушные вихры раскинулись в разные стороны. Красив энергией молодого человека эпохи Возрождения Кыргызской культуры. Не тихоня, и не карьерист, хочет понять – где истина? Готов спорить с каждым, кто не согласен с его идеями. Очень удались художнику глаза, пытливые, ожидающие ответа. Точно вылеплены губы и наивный детский подбородок. Прекрасная реалистическая картина, есть характер, пластика, энергетика! Здесь явное обращение к реалистическим методам, но уже на другом уровне! Фон – это экспрессия и не надо зализывать брутальную фактуру – пропадет движение, порыв, уникальность! А в чем собственно разница между модернизмом и реализмом? И почему реализм – это плохо? Главное – чтобы было талантливо о новом по-новому. Вот если бы художник назвал свою работу «Портрет комсомольца», тогда разговор был бы совсем другим (как сильно на восприятие влияет название!). Но на комсомольца Темир не похож. Может он и комсомолец формально: тогда все были комсомольцами. Но слишком он беспокойный, какой-то не приглаженный и ищет ответы на метафизические вопросы! И пусть ответов не найдет, молодежь должна быть такой… И молодым художникам можно посоветовать почаще обращаться к натуре. Другое дело, что портрет незнакомца сегодня никто не купит и приходится сочинять… С натуры работают! Но для чего она нужна – подзабыли. Художник и теоретик Константин Шкурпела эту ситуацию определил так: «В 70-е делали картины не о натуре, но натура в них была! В наши дни работают с натуры, но натуры в работах нет!» … Автор портрета в жизни увидел то, что в «смутном сне» воображения «еще неясно различал» – увидел конкретную форму и запечатлел идею! Вот такая она была – молодежь Кыргызстана в 1980 году!


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.