В степи

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1973

Өлчөмү

39,5х63,2

Номери

13482-3229ж

Работа двадцатишестилетнего художника. Год назад автор окончил графический факультет Московского художественного института имени Василия Сурикова. Осень, сумерки: доминируют оттенки серой и охры. Стог сена (или саманный дувал?), забор и ворота из жердей, загон для скота. Больше ничего не видно, ни людей, ни домашних животных. Нет живописных контрастов: света бы ярче и потемнее тени. Но молодой художник уловил тренд и включился в увлекательнейший эксперимент: создание основ кыргызского мажорного модернизма. Он понимает: нужно нарушать все общепринятые правила. Нужно видеть только то, что тебя привлекает, можно фрагментами. Живопись или графика? Да какая, в сущности, разница. Живопись – это брутальная графика, с включением бледных оттенков. Побольше странностей и поменьше соцреалистического темперамента – это тогда было в моде: художник сразу становился интересным и смелым, и музеи такие работы покупали. Без шуток: автор смело и честно увидел безлюдное разоренное колхозное хозяйство в степи и больше ничего не увидел, и оказался на уровень выше лакировщиков той, советской, действительности. Советский автор увильнул от идеологии, интеллектуал не стал иронизировать, а городской художник сыграл в супрематическую игру прямоугольников, составленных… из жердей. Кроме жердей, слева расположен прямоугольник стога сена, снизу прямоугольник земли, сверху темный прямоугольник теневой части навеса и зеленоватый прямоугольник неба. Вся композиция – это контраст-нюанс прямоугольников. Тонкая, интеллектуальная игра! Но уместен ли урбанистический супрематизм для трансляции субъективных впечатлений от степного пейзажа?


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.