Полдень

Жанр

Бытовой

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1996

Размер

70х89,5

Номер

13936-3291ж

Вид во внутренний двор из открытой веранды. Видны жилые и хозяйственные постройки; навесы опираются на деревянные колоны; на крышах копны сена, похожие на купола. По форме они перекликаются с дальними холмами – светлые на фоне темных. В полдень с южной стороны нещадно палит солнце. Весь двор залит бело-светло-желтым светом, и коричневые тени светятся от рефлексов. Художник продолжает свою любимую тему – модернизированная среда. Простота, стиль, логика. Вертикали колонн разбили пространство на прямоугольники. Тень от навеса – треугольный клин. Основание двора – тоже треугольник, выходящий за нижний край картины. Полусферы придавили прямоугольное основание… На краю веранды сидит женщина. Что заставило ее сидеть на солнцепеке? Решила погреться? Но судя по осанке – это молодая женщина, такие не греются, изнутри горят. Женщина в ослепительно белом – это формальное обозначение центра композиции. Центра замкнутого дворика. Она волевым решением посажена сюда на вечное дежурство. Она выполняет роль акцента в модернистской композиции. И чтобы возникла мысль, художник виртуозно сжег колорит. Слишком светло, слишком жарко, слишком опасно, как в неистовой фантазии сумасшедшего. Формальная находка превратилась в живописную идею! Идею вызова! Это подсознательный вызов жаре и дворику. Женщина не хочет жить бессловесным акцентом в квинтэссенции южной замкнутости – она хочет стать солнцем! Лучше сгореть, не видя выхода. Похоже на самоубийство. Или ее просто хватит солнечный удар.


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.