Утро

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство. Современный период

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1998

Размер

70х50,5

Номер

14428-3322ж

Ранее утро, слегка посветлело небо и предметы уже различимы. Их рисуют оттенки серого, контуры и фактура. Женщина на кухне, собирается готовить завтрак, руки на столе перед разделочной доской. Молодая, стройная, сильная, с красивыми руками, с короткой прической, в простеньком платье. Тепло идет от доски. Или это маленькая скатерть? Или пирог? Только что из духовки? Просто акцент? То, с чего начинается утро! С хлеба насущного! С теплой кухни. Она держит руки так, как будто раскатывает тесто, но скалки не видно. Лица не видно в темноте. Кажется, за спиной у женщины крылья; темнеет квадрат на стене; выше по центру мерещится одинокий глаз. Видения ночи отступают перед рассветом. Мистика какая-то. Нежданная и неуместная. Почему здесь хочется жить? В таком простом окружении, с женщиной без лица. Хочется жить! Что-то держит. Держит то, чего нет и никогда не будет. Обаяние утопии! Социальной и художественной утопии! В отсутствии реального будущего, реальных перспектив, единственное убежище – живопись… 90-е прошли. Казалось, все советское ушло, проект закончился и никогда не повторится. Но для художника ничего не изменилось, все как прежде: минимализм, стиль, тонкий вкус. Убежденность в том, что рисовать надо не реальность, а утверждать новый мир. Современный, социальный мир равенства и просто красоты. Проекты утверждения нового! Как у Эль Лисицкого! ПРОУНЫ! Ничего не ушло! Идеалы советского модернизма продолжаются! Идеалы, которые сейчас мало кто понимает. Значит, пора делать новые работы.


Бекджанов Мурат

1946

Плакатист. Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 17 ноября 1946 года в городе Токмак. В 1966 году окончил Фрунзенское художественное училище, в 1972 году-графический факультет Московского художественного института им. В. И. Сурикова, мастерскую плаката Н. Пономарева. С 1976 года-член Союза художников СССР. Несмотря на графическое образования, Бекджанов тяготеет к живописи, в которой отдаёт предпочтение жанру портрета. Портреты исполнены в изысканной гамме с тонкими тональными разработками цветов. Чаще всего это портреты-настроения, в которых передаётся характерное для того или иного человека эмоциональное состояние. Художник пишет и жанровые картины, отличаются оригинальностью трактовки темы, остротой композиционных решений. Участник республиканских и международных выставок. Работы находится в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также музеях СНГ.