Моника Витти

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1978

Өлчөмү

56х45

Номери

715-281ж

Художник часто писал портреты зарубежных деятелей культуры. Есть в его коллекции портрет известной итальянской киноактрисы Моники Витти. В 60-е это икона экзистенциализма в знаменитой «трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони – «Приключение», «Ночь», «Затмение». Ярость и бесплодие, красота и горечь, благополучие и потеря смысла жизни. Это было модно в первой половине 60-х: страдать непонятно из-за чего. И чем непонятнее – тем гениальнее. Мы понимали – это не мещанский кинематограф. И не понимали – а что мешает этим людям просто нормально жить? Все у них есть: деньги, талант, красота. А они, видите ли, страдают от всеобщего отчуждение и совершают бессмысленные поступки. Да и не поступки, а так, взбалмошность на публику…. Но на портрете ничего этого нет. Нет сложности, слишком простая блондинка. Слишком быстрый этюд с натуры. Слишком пышная прическа и бледное лицо, прозрачная кожа, зеленые ресницы, глаза, голубая водолазка. Будто в свете неоновых ламп повстречалась нашему советскому художнику эмансипированная женщина с Запада, свободная в проявлении своей сексуальности. Так ее увидел наш советский художник и честно изобразил то, что увидел. В СССР все было по-другому…. Женщина в СССР тоже была эмансипирована, да и прав у нее было побольше, чем у женщин на Западе. Но в СССР все было по-другому…. Сверху надпись: MONIKA B(V)ITTI ИТАЛI(И)A VI МКФ г. МОСКВА. Есть неразборчивые буквы, латиница чередуются с кириллицей. Но понятно, что в 1969 году в Москву на VI Московский кинофестиваль приезжала Моника Витии, сохранилось интервью актрисы Алексею Кеплеру в телепередаче «Кинопанорама». Возможно тогда и был сделан этот портрет. Атрибутивная дата, скорее всего, дата покупки работы музеем.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.