На окраине Кара-Куля

Genre

Сельский пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1980

Size

49х80

Number

11460-2854ж

Вид сверху, может быть с холма? Перед нами ряд небольших крестьянских хозяйств: строения, навесы, ограды. В глубине двора – печка, вдоль дороги – кизяки. Разбросаны валуны, местность каменистая, горная. И деревьев не видно. На плоских крышах гуляют индюшки, наверное, убежали от черного козла. Он внизу, стоит прямо в кормушке. Посередине композиции – огромный стог сена, как гора, и на ее фоне мальчик, будто из другого измерения. На дороге старики, женщины, выделяется парень. Городской модник, белеет воротник рубашки поверх пиджака. Все чего-то ждут и завороженно смотрят в одну сторону… Желтую охру земли дополняет фиолетовое небо. Оно темное, осеннее. Отражается на всех предметах, и придает дороге красно-охристый оттенок. Есть цветовые акценты (ну как же без них) – это одежды, зеленые, красные, голубые. Южная тема разработана в живописи Кыргызстана очень хорошо. Были замечательные находки! Но со временем они превратились в штампы, в набор красивостей. Этой работой Суйменкул Чокморов доказал, что понимает Юг, может работать в другой среде, в другой манере. И, кроме того, он видит смыслы! Умеет наполнять форму жизненными наблюдениями, философией, драмой… Возможно, люди на картине ждут рейсового автобуса, провожают сына (брата, внука). Парень уезжает на учебу, а, скорее всего, покидает окраину навсегда. Такую интересную, такую фантастическую! Но люди завороженно смотрят… в сторону центра.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.