В помощь фронту

Жанр

Бытовой

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Алюминий, тон

Дата создания

1941

Размер

100х22х70

Номер

6213-218-с

Крупнейшим предвоенным народнохозяйственным мероприятием в Советской Киргизии было строительство Большого Чуйского канала, предназначенного для обеспечения водой колхозов долины. Этому строительству посвящены две скульптуры мастера. Одна из них изображает женщину, которая разбивает кетменем пласт земли Мастер легко нашел форму, в которой нет надрыва, нет агитации, и в трудное, решающее для Родины время в его работе выразилось стремление создать универсальный образ, сходный с идеалами античности. Явно классическая форма драпировки по рабочему подобранной одежды; нас не смущает отсутствие обуви; не имеет значения конкретное содержание труда. Застывшая фигура, естественно, не работает – демонстрирует труд, олицетворяет убежденность в победе и стойкость в борьбе. Удачный баланс между злободневностью темы и вневременными понятиями, что всегда и было достоинством подлинного искусства. Помогая фронту, народу, работая над конкретной темой, художник остается художником-философом, сохраняя общечеловеческие традиции, за которые идет вечная борьба.


Мануйлова Ольга Максимилиановна

1893-1984

Скульптор. 30.10.1893, Нижний Новгород, Россия – 26.01.1984, Фрунзе Киргизская ССР. Скульптурой О. Мануилова начала заниматься с 1912 года в Мюнхене, в частных студиях скульпторов Хоффштедтера, Швегерле, одновременно посещая в университете лекции анатома, профессора Молье и искусствоведа, профессора Вельфина. В 1914 году поступила на скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в класс профессора С. М. Волнухина. Ее учителями были также известные художники К. А. Коровин, Л. О. Пастернак, Н. А. Касаткин. Сокурсниками были Н. В. Крандиевская, Б. Д. Королев, А. А. Мануилов, Б. Ю. Сандомирская, А. А. Пластов, А. М. Герасимов, В. В. Мешков и В. Маяковский. По окончании училища сотрудничала с российскими фарфоровыми заводами, участвовала в осуществлении Ленинского плана монументальной пропаганды (памятник Рылееву). Участвует в художественных выставок с 1920 года. До 1939 года работала в разных городах Советского Союза. В 1939 году, во время проведения первой Декады кыргызского искусства и литературы в Москве, главный архитектор Фрунзе Г. А. Градов пригласил Мануйлову в Киргизию для создания памятника Т. Сатылганову. С этого года Кыргызстан стал для нее второй родиной. За 40 лет, прожитых во Фрунзе, О.М. Мануйлова создала многочисленные произведения монументального и монументально-декоративного искусства, мелкой пластики и портретов. С 1952 по 1957 гг. преподавала лепку в Фрунзенском художественном училище. Награды и звания: орден Трудового Красного Знамени (1958), «Знак почета», медаль «За доблестный труд», Почетные грамоты Верховного Совета Киргизской ССР, Народный художник Киргизской ССР (1954), заслуженный деятель искусств Киргизской ССР(1943).