Натюрморт кыргызской посуды

Жанр

Натюрморт

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Картон, май боек

Түзүү күнү

1967

Өлчөмү

60х79,5

Номери

5043-1578ж

Посуда, необходимая в быту кочевника, простая и практичная: көөкөр – уникальный по форме сосуд из кожи; кумганы – узкогорлые медные и латунные кувшины; деревянная чаша, поварешка, большой раскрашенный поднос. На диагональном каркасе юрты, кереге, висят: чанач, кожаный мешок для кумыса; и хуржун, традиционная восточная переметная сумка. Цвета естественные, красители натуральные – красная и светлая охра. Охра дерева, желтая медь, копченная кожа. Год создания натюрморта – это год, в котором художник стал актером! Сыграл главную роль – роль Бахтыгула – в гениальном фильме Болота Шамшиева «Выстрел на перевале Караш». Этот натюрморт вполне мог быть воссоздан на съемочной площадке, а художник вполне мог быстро, в перерывах между съемками, запечатлеть достоверный быт кочевника в начале прошлого века. Так будет формироваться уникальная манера художника-актера. И палитры тоже будут две: палитра естественных цветов для изображения патриархального быта; и анилиновая палитра для изображения парадоксов города. А самое главное – появится необходимая быстрота! Модернистская скорость, грациозная лаконичность, правдивая краткость! Художник творчески использует находки Сезанна, Матисса, «Бубнового валета». В Советской Киргизии коллеги приветствовали поиски и находки мастера. Сейчас, в большинстве случаев, потребителю нужна утомительная похожесть в ущерб художественности, детали и зализанность – вместо первозданной красоты цвета.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.