Натюрморт с автопортретом

Genre

Натюрморт

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1976

Size

63,5х49

Number

9497-2442ж

В мастерской царит творческий беспорядок. На столе банки с красками, бутылочки с льняным маслом и разнообразными разбавителями. Кисти, ветошь, кусачки, граненный стакан. Инструменты творца, как произведение искусства! Милые сердцу живописца вещи, нужные, знакомые и беспорядка здесь нет, все под рукой, и пахнут специфически. Кто не знает этого аромата, тот не знает, что такое живопись масляными красками! Отдельно, чтобы не запачкать, книги по искусству – как же без них. Стол заканчивается и видны подрамники с холстами, стоящие прямо на полу. На одном из них автопортрет в роли Бахтыгула. В 1968 году Суйменкул Чокморов сыграл главную роль в гениальном фильме Болота Шамшиева «Выстрел на перевале Караш». Роль Бахтыгула – первая роль, за которой последуют другие в успешной артистической карьере художника. Будто смотрит на художника другой Чокморов. Во взгляде вопрос. И картина – это постмодернистский коллаж: основная часть работы, светло-серая, написана в стиле «бубнового валета», а автопортрет выглядывает будто из другой жизни, другого цвета, другой пластики. Никогда, актер не забывал о своей первой профессии. Рассказывают, что на вопрос: «Кто он, артист или художник?», Суйменкул Чокморов неизменно отвечал – художник!


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.