Вести

Genre

-

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1969

Size

178,5х199

Number

4100-1351ж

Известный искусствовед Ольга Попова пишет об этой работе следующее: «… сдержана по цвету картина «Вести», посвященная Киргизии периода Великой Отечественной войны. Она так же, как и другие картины Бакашева, по обобщенно-условному характеру трактовки пейзажной среды и человеческих образов близка стилю монументальной живописи этого периода, однако обладает силой глубокого эмоционального воздействия, присущей станковой картине. В ней гармонично разработана цветовая гамма, тонко подчеркнута музыкальность линеарного движения, чем достигнута пластическая цельность полотна. Хорошее знание национального типажа и этнографических реалий способствовало созданию правдивого и глубокого художественного образа в декоративно-монументальном плане». На далеком горном стойбище, джайлоо, нет радио и вести с фронта жители получают из газет. Читает газету собравшимся инвалид войны. Он сидит на пеньке, спиной к зрителю, держит в руках газету, локтем придерживает костыль. Выделяется его темная шинель – это центр композиции. Читающий и всадники образуют сильную диагональ. Белая кошма юрты, белая рубашка мальчика, белая газета и белый жеребенок – эти светлые пятна создают необходимую статику. Играют свою роль, и контуры гор, и солнце на закате. Собрались человек пятнадцать: в основном старики, женщины, дети. Стоят плотно, сплоченно. Старики одеты в темное, женщины – светлее. Все сосредоточено слушают, невеселые и разные. Притягивает взгляд парень, уже призывного возраста, и девушка не отводит взгляда от него… Жениха? Суженого? Почему белый жеребенок спрятал морду за чапаном старика? Почему художник так изобразил его? Немного уродливо. Животное не понимает, что происходит? Зачем показывать его полностью? И куда-то подевалась половина лошади. Художник осветил фигуры и лица согласно замыслу и этот внутренний свет, идущий отовсюду, придает картине оптимистическое звучание.


Бакашев Сабитжан

(1941-1988)

Монументалист. Живописец. Родился в 1941году в селе Ак-Терек Тонского района Иссык-Кульской области. В 1966 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, отделение монументально-декоративной живописи. Учился у профессоров Казанцева А.К., Бучкина П.Д., Соколова А. К. Как один из первых национальных художников-монументалистов, получивших высокую профессиональную подготовку, активно участвовал в развитии монументального искусства Кыргызстана. Художник разносторонних творческих интересов, создал произведения живописи и керамики. Он в каждом виде искусств проявил чувство формы, владел арсеналом выразительных средств. С 1970 года-член Союза художников СССР. Участвовал в республиканских, международных выставках и симпозиумах по керамике. Награждён медалью ВДНХ СССР.