Распространение газеты «Эркин-Тоо» (Свободные горы)

Жанр

-

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1977

Размер

80х140

Номер

7208-2055ж

Крупными мазками вылеплены горы; мелкими мазками – люди, кони, юрты. Луга высокогорного пастбища обозначена волнистыми линиями. Все показано обобщено, просто и ясно. Слева вбегают мальчишки с газетами; по центру жители джайлоо обсуждают свежие новости; справа всадники скачут с информацией дальше. И ветер помогает им, разносит по земле белые газетные листы. Зелень и земля, красные горы и голубые одежды…. Очень красивое монументальное… панно! Зримый образ распространения информации…. Известный искусствовед Ольга Попова о художниках 70-х пишет так: «Почти все они начали с экспериментов в формообразовании одновременно с поисками своих тем, причем проблемы формы первоначально ставились ими выше проблем содержания. Однако в лучших своих работах они сумели преодолеть узость формалистической концепции, создав произведения, несущие сильный интеллектуально-эмоциональный заряд как раз благодаря сложной образной структуре». … Работа над формой перерастает в работу над содержанием? А каким могло быть содержание в СССР? Только социалистическим! И звучало оно примерно так: до самых отдаленных уголков нашей необъятной родины распространяется информация об успехах социалистического строительства! … Газета «Эркин Тоо» издается с 1924 года. Была переименована в «Кызыл Кыргызстан» (Красная Киргизия), а в 1956 – в «Советтик Кыргызстан» (Советская Киргизия). Возможно, картина была сделана к юбилею аксакала средств массовой информации республики…. Сейчас мы видим больше, и ярко-красные горы напоминают нам флаг Кыргызской Республики! Мы видим, что Советская власть не мешала патриархальному укладу жизни: у мужчин свой круг, у женщин – свой; мужчины в основном сидят – женщины стоят. И никакого конфликта традиций с современностью! И социалистическое содержание – это только повод, чтобы сделать красивую композицию. Ну и что, что она похожа на эскиз для декоративного панно. От картины веет счастьем и гармонией. А идея в том, что люди при любой власти будут радоваться жизни… и в том числе тому, что информация теперь доходит до них быстрее.


Бакашев Сабитжан

(1941-1988)

Монументалист. Живописец. Родился в 1941году в селе Ак-Терек Тонского района Иссык-Кульской области. В 1966 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, отделение монументально-декоративной живописи. Учился у профессоров Казанцева А.К., Бучкина П.Д., Соколова А. К. Как один из первых национальных художников-монументалистов, получивших высокую профессиональную подготовку, активно участвовал в развитии монументального искусства Кыргызстана. Художник разносторонних творческих интересов, создал произведения живописи и керамики. Он в каждом виде искусств проявил чувство формы, владел арсеналом выразительных средств. С 1970 года-член Союза художников СССР. Участвовал в республиканских, международных выставках и симпозиумах по керамике. Награждён медалью ВДНХ СССР.