Натюрморт с лимоном

Жанр

Натюрморт

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1978

Размер

68,5х81,5

Номер

14470-3349ж

Прямо по центру на столе расположился букет полевых цветов, в широкой вазе, или просто в трехлитровой банке. Слева – темно-коричневая тень, справа – плотная завеса зелени. Кажется, что оттуда, из раскрытой двери на веранду или на балкон, в комнату тихо проскальзывает игривый ветерок. Но однотонные, коричневый и зеленый, не допустят ветрености и легкомыслия и крепко удерживают разноцветный букет с двух сторон. Этой симметричной статике мешает ваза с лимонами, она экстремально активна и упорно перетягивает внимание на себя! В тени этой битвы контрастов остались сливы и груши. Так бывает в жизни: одни на свету, другие – в тени. А для художника: свет и тень, фрукты и цветы, – это только источники цветовых ощущений. Он быстро разбирается в сложнейшем освещении и умело расставляет по местам героев своей живописной драмы. Лучи солнца пробиваются сквозь множество случайных предметов, отражаются от них и освещают желтое! Желтые лимоны, желтый лютик и освещенный желтый краешек стола! Вот он – подлинный центр, настоящий триумвират композиции! И здесь уже никто не мешает царственному шествию букета. Ваза с лимоном поддерживает его снизу, ведет чуть ли не за руку, сливы и груши из тени подбадривает его, и музыка разноцветия звучит радостнее и громче. А коричнево-зеленая строгость покорно плетется сзади.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.