Уста Сабыр

Жанр

Портрет

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1977

Размер

129х89

Номер

9568-2446ж

Вспоминается триптих «Уста» Суйменкула Чокморова 1984 года. У Чокморова – обилие предметов, и это оправдано: образ появляется из множества. А эта работа сделана по-другому: представлены только те предметы, которые раскрывают смысл происходящего. Перед нами конкретный человек, мастер по изготовлению кыяка – национального смычкового инструмента. Одет в повседневную рабочую одежду: костюм-брюки, на голове калпак, на ногах сапоги. Сидит на стуле и играет, прислушивается к звуку. Рядом на столике лежат заготовка и тесло. Абстрактный фон. И все! Ничего лишнего, отвлекающего внимания. Мы даже не видим всех ножек стула (табурета). Критикам есть где разгуляться: «Не вижу четырех ножек!». А так ли уж это важно? Художник показал нам суть происходящего – заготовке еще предстоит стать музыкальным инструментом. И мастер перед тем, как продолжить работу, сосредоточено слушает звук уже готового инструмента. Сомневается: «На правильном я пути? Не поздно подправить? Надо сделать лучше! Чтобы звук передавал душу народа!» … Но картина не слова, не литературщина. Художник передает свои мысли при помощи живописи. Звук – это энергия примитива. Все гениальное просто и Уста не будет пыль в глаза пускать. Никакого декора! Искусство – это брутальная конструкция. Это сосредоточенность! Это абстрагирование от всего остального мира! Аксакал не сидит на стуле – привстал от напряжения. И отступает, искореженная нелегком трудом, старость.


Бакашев Сабитжан

(1941-1988)

Монументалист. Живописец. Родился в 1941году в селе Ак-Терек Тонского района Иссык-Кульской области. В 1966 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, отделение монументально-декоративной живописи. Учился у профессоров Казанцева А.К., Бучкина П.Д., Соколова А. К. Как один из первых национальных художников-монументалистов, получивших высокую профессиональную подготовку, активно участвовал в развитии монументального искусства Кыргызстана. Художник разносторонних творческих интересов, создал произведения живописи и керамики. Он в каждом виде искусств проявил чувство формы, владел арсеналом выразительных средств. С 1970 года-член Союза художников СССР. Участвовал в республиканских, международных выставках и симпозиумах по керамике. Награждён медалью ВДНХ СССР.