Клеверное поле

Жанр

Пейзаж

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1986

Өлчөмү

118х149

Номери

10975-2748ж

Художник поднялся над клеверным полем и охватил взглядом всю вселенную. Увидел долину целиком: поля, холмы, озеро, горы, и белые облака над вершинами, и синее небо за ними. Утреннее солнце окрасило верхушки осенних тополей, домишки с желтыми крышами. Где-то подробно (комбайны видны), а где-то обобщено (импрессионизм и абстракционизм), а где-то изображение становится символом, знаком. Перспектива нарушена несколько раз: когда летаешь, все правила теряют смысл. Особое значение приобретает динамика штриха: цвет, форма и направление движения… Это не салонная работа, не на продажу, не по заказу. Тени слишком черны, облака – грязны, озеро – синяя полоска. Неряшливо, поспешно. Уличные художники могут лучше зализать. Это сейчас так! А в 80-е художники работали свободно! И на выставках ценили отчаянную смелость до конца! Умение летать! И государство было благосклонно, и музей закупал, и знатоки восхищались. Это не монументальная живопись. И станковой картину не назовешь. А как ее представить? Декоративная абстракция? Живописная протоплазма? То, что было в начале? Тогда, когда эти слова еще не имели смысла? Если это так, то это очень серьезно и названия этому пока не нашлось. И найдется ли в будущем? Особый вид живописи расцвел в эпоху развитого социализма. На короткий миг стало можно все, кроме критики. И развивается собственно сама живопись и … улетает! Парадокс! И еще один парадокс: в 80-е картины стали называть композицией…


Бакашев Сабитжан

(1941-1988)

Монументалист. Живописец. Родился в 1941году в селе Ак-Терек Тонского района Иссык-Кульской области. В 1966 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, отделение монументально-декоративной живописи. Учился у профессоров Казанцева А.К., Бучкина П.Д., Соколова А. К. Как один из первых национальных художников-монументалистов, получивших высокую профессиональную подготовку, активно участвовал в развитии монументального искусства Кыргызстана. Художник разносторонних творческих интересов, создал произведения живописи и керамики. Он в каждом виде искусств проявил чувство формы, владел арсеналом выразительных средств. С 1970 года-член Союза художников СССР. Участвовал в республиканских, международных выставках и симпозиумах по керамике. Награждён медалью ВДНХ СССР.