Мальчик с корабликом

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1977

Өлчөмү

82х76

Номери

7658-2110ж

Мальчик держит в руках макет корабля. Он увлечен судомоделизмом – построением моделей судов в уменьшенном масштабе. Это серьезное занятие! Модели изготавливали из ценных пород дерева, а детали делали вручную. При этом соблюдалась максимальная точность. Мальчик мечтает об океанах, дальних странствиях, путешествиях и приключениях. Мечтает и реально что-то делает ради воплощения своей мечты. Это здорово! В Советском Союзе были: и моря, и океаны. Была популярная песня «В флибустьерском дальнем синем море / Бригантина поднимает паруса». Мальчик изготовил фрегат – трехмачтовое военное судно. Бригантина – это, оказывается, двухмачтовое парусное судно. За спиной у мечтателя абстрактный фон, вверху виднеется нечто похожее на вершины гор. Ниже цветовые пятна, может они обозначают море? Больше похоже на декоративную стену. Искусствоведы Советской Киргизии отмечали, что работает Конгурбаев в жанре портрета, добиваясь большого образного обобщения. И, возможно, это потрет сына, но нет индивидуальности, нет конкретных черт и получился обобщенный портрет советского мальчишки, мечтающего о дальних странствиях, получилась иллюстрация определенного настроения. Надоело говорить и спорить, / и любить усталые глаза… / в флибустьерском дальнем синем море / Бригантина подымает паруса… Конечно, здесь большое значение имеет музыка и исполнение. Искусство развитого соцреализма еще удерживало в себе суровую романтику.


Конгурбаев Нурдамир Ашимович

(1940-2008)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 5 марта 1940 года во Фрунзе. В 1971 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры архитектуры им. Р. Репина. Стремится к решению нетрадиционных для кыргызского искусства образных и формальных задач. Создаёт жанровые картины, пейзажи, портреты. Пейзаже заботится об эмоциональной выразительности цветовых и пластичных отношений, а также о красоте живописной поверхности. В сюжетной картине разрабатывает темы труда, быта, детства и юности. Живопись Конгурбаева плотная, насыщенная и сгармонированная в цвете, что свидетельствует о его профессиональной культуре и интересе к современной жизни. С 1976 года-член Союза художников СССР. Участник республиканских и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в музеях СНГ и частных коллекциях.