Осенние дары

Жанр

Бытовой

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, темпера

Дата создания

1980

Размер

70,5х75

Номер

716-282ж

Сушатся кукурузные початки, висят на деревянной веранде, лежат, очищенные от листьев, в большой плетенной корзине. В ней же разместились забуревшие подсолнухи с засохшими лепестками и затвердевшими семенами. Открывается вид на зеленый сад. Кажется, что женщина в голубой косынке держит на плече большую корзину. Впереди девочка в пестром платье, с копной черных волос. Живописный коллаж переплетения смыслов, форм, цветов. Охра усиливается до коричневого; обогащается разнообразием зелени; солнечные лучи добавляют в нее желтого кадмия и выбеливают до белизны; наконец, она успокаивается в тени, мирно соседствует с черным, красным, пестрым, а с голубым диссонансом спорит! Весь спектр осенней гаммы, гармония сочетаний, красота неуловимого и очевидного! А центром композиции неожиданно становится… голубой! Женщина в голубой косынке! Кто она? Возможно, это реальный человек, а возможно –видение. Чудятся женские образы русского искусства. Два образа – женщина и девочка. Девочка – плоть от плоти ткань картины, женщина, кажется вставлена сюда из другого произведения. Лицо девочки – это не любование со стороны, это красота первоосновы. А вот женщина в голубой косынке смотрится, не то чтобы чуждо… это знакомое, но не родное. Ориентализм наоборот? Чокморов – первый постмодернист в живописи Кыргызстана. Он много ездил, много видел и знал, и воспринимал мир как оглушительное разнообразие. Отсюда глубина и богатство ассоциаций. Непонятные усложнения казалось недостатком, теперь смотрятся как достоинство. В живописных загадках прячутся живописные пророчества.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.