Делегация Киргизии в Москве в 1926 году

Genre

Групповой портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1984

Size

120х150

Number

9863-2484ж

Исполком Киргизской Автономной Республики (КАО) в 1925 году провозглашает преобразование Киргизской Автономной Области в Киргизскую Автономную Республику! 1 февраля 1926 года в Москве Президиум ВЦИК принимает соответствующее решение. И в центре картины, конечно же, Михаил Иванович Калинин, председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Он подписал соответствующее решение, дал добро от Москвы! Рядом Абдыкадыр Орозбеков. На груди «Золотой знак» Туркестанской республики за установление Советской Власти на территории Ферганской долины. В те времена он – Председатель Областного Исполнительного Комитета. Остальных невозможно идентифицировать наверняка. Кто был в Москве, в 1926 году в составе делегации от КАО на сессии ВЦИК, достоверно неизвестно, списков нет. Есть фотографии тех событий. На них 27-летний Жусуп Абдрахманов в гимнастерке. На картине человек в гимнастерке на него непохож. Усатый Ишеналы Арабаев «спрятался» за голову женщины? А может это Иманалы Айдарбеков? У него на всех фотографиях очень характерные усы. Все основные деятели создания современной государственности Кыргызстана будут репрессированы и фотографий, и детальных сведений, не осталось. В центре «всесоюзный староста», справа античная колонна и красная драпировка – символы сталинского ампира. Персонажи наделены характерами: Орозбеков в тебетее все взял на себя, всю ответственность; мужчина в гимнастерке с папкой в руке весь в делах и оторвался от них на секундочку. Далее группа делегатов из народа: синий от постоянной работы на свежем воздухе юноша в малахае; девушка в белом платке и с белыми цветами в руках; за ней держится в тени мужчина с усами. Понимает всю сложность и опасность ситуации? Или необычайно скромен? Человек в синем костюме будто в стороне от всех. Композиционно вся остальная группа обрамляет его. А может это молодой Торекул Айтматов? Он непосредственно в этих событиях участия не принимал, но в 1921-25 годах учился в Москве, в Коммунистическом университете трудящихся Востока. И тоже был репрессирован в конце 30-х годов. Тайна сталинских расстрелов на Чон-Таше стала известной уже в 1980 году. Но только летом 1991-го года было обнаружено массовое захоронение человеческих останков… Этим надо заниматься отдельно, как искусствоведческим исследованием. Ау, исследователи! Понятно, что художник сочиняет, возможно, пользуется подсказками знающих людей. Написано в грубоватой, примитивистской, пост суровой манере. Обобщено, смело, уверенной рукой человека, со своим, твердо устоявшимся, мнением. Автор свободен в трактовках. А других трактовок и нет! Ау, художники!


Конгурбаев Нурдамир Ашимович

(1940-2008)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 5 марта 1940 года во Фрунзе. В 1971 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры архитектуры им. Р. Репина. Стремится к решению нетрадиционных для кыргызского искусства образных и формальных задач. Создаёт жанровые картины, пейзажи, портреты. Пейзаже заботится об эмоциональной выразительности цветовых и пластичных отношений, а также о красоте живописной поверхности. В сюжетной картине разрабатывает темы труда, быта, детства и юности. Живопись Конгурбаева плотная, насыщенная и сгармонированная в цвете, что свидетельствует о его профессиональной культуре и интересе к современной жизни. С 1976 года-член Союза художников СССР. Участник республиканских и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в музеях СНГ и частных коллекциях.