Казарман. Первые строители золоторудного комбината

Жанр

-

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1986

Размер

103,7х121

Номер

10410-2602ж

Темный колорит, освещение на закате. Выразительный горный рельеф, одинокое облако на небе. Приехали люди, поставили палатки, остановились. Вокруг красота! И эту красоту им предстоит обжить… В 1977 году в местечке Макмал начали строить первый золоторудный комбинат в Кыргызстане, Казарманский золоторудный комбинат (КЗРК, так он назывался в те годы, сейчас месторождение «Макмал»). Строительные работы завершились только в 1986 году. Изображены люди обобщено, но характеры у них есть. Есть великаны, есть вожаки, двое в калпаках – один в кепке. И раньше была манера изображать собирательный, типовой, обобщенный образ, но реалистические методы требовали конкретности. А с окончательной победой сурового стиля в живописи Кыргызстана, обобщение стало композиционным приемом. Это самая характерная работа этой тенденции. Это не строители, хлопкоробы, монтажники вообще. Перед нами первые строители золоторудного комбината, конкретные люди. Обидно, что они так и останутся неузнанными. Мог быть изображен первый директора комбината Капар Кыдыров. Мог быть изображен Кыяз Бейшеналиевич Осмонгазиев. Он вспоминает: поехал на стройку по направлению. Был командиром комсомольского молодежного отряда. Жили в вагончиках, палатках, возводили целый комплекс сооружений, начиная от котельной и заканчивая автобазой. Строили жилье, объекты коммунального хозяйства.


Конгурбаев Нурдамир Ашимович

(1940-2008)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Народный художник Кыргызской Республики. Родился 5 марта 1940 года во Фрунзе. В 1971 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры архитектуры им. Р. Репина. Стремится к решению нетрадиционных для кыргызского искусства образных и формальных задач. Создаёт жанровые картины, пейзажи, портреты. Пейзаже заботится об эмоциональной выразительности цветовых и пластичных отношений, а также о красоте живописной поверхности. В сюжетной картине разрабатывает темы труда, быта, детства и юности. Живопись Конгурбаева плотная, насыщенная и сгармонированная в цвете, что свидетельствует о его профессиональной культуре и интересе к современной жизни. С 1976 года-член Союза художников СССР. Участник республиканских и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в музеях СНГ и частных коллекциях.