Полдень

Genre

Бытовой

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Картон, масло

Date of creation

1962

Size

16,х25

Number

397-576ж

Этюд сделан студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Сделан на каникулах, в родном селе Чон-Таш, расположенном недалеко от столицы. Группа отдыхает в саду, в тени яблони, на одеялах и подушках. Это близкие люди, держат себя свободно, не позируют. Не бездельничают – спасаются от жары. Полдень в разгаре лета и работать небезопасно. Парень лежит прямо на траве, оперся головой о подушку и наигрывает мелодию на комузе. За ним девушка, спит спиной к зрителю. Поодаль сидит немолодая женщина, она чем-то занята, сутулится и выглядит усталой… Девушка могла быть младшей сестренкой? Вполне, НАСИКАТ 1942 года рождения, ей 20 лет. А парень мог быть старшим братом? Мог быть, СУЙЕРКУЛ с 1936 года, ему 26 лет. Тогда все они были очень молоды… В центре зеленой поляны коричневый ствол и круглая тень от кроны. Вокруг – зеленая жара. А на островке темно-зеленой прохлады расположилась пестрая группа. В ее центре еще более пестрая подушка. Солнечные лучи пробиваются сквозь листву, кое-где ломают форму, а где-то подчеркивают. Цветовые и тоновые парадоксы оживили сценку семейного уюта, добавили романтики: лето, брат приехал из Ленинграда, художник, творит, сад, молодость и мелодия… В будущем художник будет более радикален. Будет ломать форму, работать с парадоксами, меняться и искать, и время от времени возвращаться … к учебным навыкам.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.