Полдень

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1986

Размер

55,5х72,5

Номер

11461-2855ж

Использованы многие формальные достижения европейского модернизма: импрессионизм, пуантилизм, сезаннизм, поп-арт и примитивизм. Конечно, это советская живопись, ее можно, например, назвать так: советский модернизм развитого социализма. Импрессионизм – это облака и горы, желтый свет и голубые тени. Дерево в центре – сезаннизм и немножечко кубофутуризма. Примитивно сделан первый план, индюки, куст, да и многое другое. Имитация крупного типографского растра можно отнести к приемам поп-арта. А можно вспомнить, что еще авангард включал графику в ткань живописной работы… В чем особенность? Использованы именно формальные достижения. Здесь нет идеологии модернизма, любование отклонениями от нормы: цвета, формы, метода. На Западе это давно стало классикой – стала приемлемой в СССР. Про спорные идеи все забыли. Здесь нет постимпрессионизма, нет насыщения смыслами-символами. Есть некая советская безмятежность. Можно отнести эту работу к постмодернистской живописи? Можно! Но это не заявленный модернизм-постмодернизм, не было искусствоведческих споров, и вопросы повисают в воздухе. Долой черный цвет, контур не нужен, да здравствует, голубые тени. Главное – веселая игра, а реальность – источник вдохновения. Советского художника могли обвинить в неряшливости, эскизности. Великий актер оправдывался: ему некогда делать тщательные работы, съемки фильмов мешают, надо быстро уловить настроение природы.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.