Портрет сестры художника

Жанр

Портрет

Мезгил

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал/техника

Таар, май боек

Түзүү күнү

1985

Өлчөмү

64,2х74,2

Номери

10196-2553ж

В 80-е годы мастер возвращается к реалистичной трактовке натуры, но композиционные решения остаются острыми, неожиданными и осмысленными. Скорее всего, на потрете изображена старшая сестра художника БАГДАТ, 1928 года рождения. У художника была еще и младшая сестра – НАСИКАТ, 1942 года рождения. К моменту создания работы БАГДАТ исполнилось 57 лет. По современным понятиям еще не старая, но жизнь, полная испытаний, нелегкий крестьянский труд, преждевременно состарили ее. И художник изображает все, как есть. Детально выписаны большие натруженные руки, набухшие вены, загорелое лицо, глубокие морщины. Жизнь была полна забот и труда. Впрочем, ... как и жизнь самого художника. Сидит устало, облокотилась на подлокотник (кресла или дивана – непонятно). Простое лицо, полное внутреннего достоинства. И грустные глаза – есть, о чем вспомнить, не светлом, не радостном. Достоинство и грусть, черное платье и белый платок, серо-голубой жилет и темно-зеленый занавес. Элементы композиции уравновешивают друг друга и создают настроение умиротворения, успокоения. А вот с чем соотносятся лицо и руки? Не с подлокотником… Это было бы слишком просто. Отвернут ворот платья и отодвинута драпировка, а за ней – зелень! И, в контраст натурализму портрета, она сделана импрессионистки! И мы осязаем, ощущаем, вдыхаем ясный солнечный день на дворе, весна в разгаре! Жизнь продолжается!


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.