Жанр
-
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1942
Размер
98х120
Номер
131-130ж
Искусствовед Элла Зиновьевна Ганкина в монографии «Лидия Александровна Ильина», в 1959 году пишет: «В первые дни Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт. Оставшиеся поставили свое искусство на службу задачам военного времени. Вместе со своим мужем, графиком Андреем Николаевичем Михалевым, с художниками Александром Игнатьевым, Иваном Гальченко и другими, Ильина начала активно работать в «Окнах Кир ТАГ», которые, как и «Окна ТАСС» в Москве и «Боевой карандаш» в Ленинграде, объединяли работающих в тылу художников в боевые агитколлективы. Она выполнила более 30 оригиналов окон». Окна – это вид агитационного плаката, который в основном создавался и тиражировался вручную, что позволяло мгновенно реагировать на события. Война раздвинула границы жанров и даже видов искусства. Можно рассматривать эту картину, как плакат, выполненный масляными красками на холсте. Живопись стала лабораторией, где идут поиски новых тем, сюжетов и идей. Сегодня такой метод кажется устаревшим… Сюжет взят из репортажа; картина написана по воображению и оригинальностью не отличается – нет живых наблюдений. Освещение как на театральной сцене. На бутафорской опушке леса софиты высветили диверсанта и патруль застал его врасплох. Враг выронил пистолет, другой рукой закрылся от ослепляющего света; колени подкосились и выглядит он смешно и жалко. Задержали шпиона не военные – бойцы народного ополчения: седой колхозник в крестьянской шапке держит шпиона на мушке; рабочий в плаще и кепке заходит с другой стороны. Не видно руководящей роли коммунистической партии – это упущение и будут сделаны замечания. Не будем обвинять автора за надуманные решения и ходульные персонажи. В те грозные времена живописная картина на военную тему могла быть только такой.
(1915-1994)
График .Народный художник Киргизкой ССР лауреат Государственной премии СССР. Художник большого таланта и высокой профессиональной культуры она навсегда связала свою творческую судьбу с Кыргызстаном создала в графике глубокий образ кыргызского народа. Её произведения показывалась на международных и зарубежных выставках советского искусства. Родилась Л. Ильина недалеко от Рязани. После окончания Рязанского художественного техникума поступила на факультет Московского художественного института, который в 1939 году. Она училась на отделении деревянной гравюры у В.А, Фаворского. С 1939 года-член Союза художников СССР. В годы Великой Отечественной войны участвовала в организации и работе Окон КирТАГа. С 1945 года стала работать сначала как художник книги, а затем и как станковист. Стиль творчества Ильиной решительный, мужественный, монументальный. Как иллюстратор книги Ильина работала преимущественно в гравюре на дереве. Она иллюстрировала произведения кыргызских писателей, с успехом обращалась к произведениям писателей и поэтов разных времён народов. Награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1951-1945 гг.», За доблестный труд .В ознакомление 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», четырьмя Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР. Её произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в Дирекции выставок и панорам, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее народов Востока (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в музеях дальнего зарубежья.