Жанр
Портрет
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1940
Размер
60х40
Номер
153-152ж
Сидит на ковре старушка. В черном чапане, застегнутом на все пуговицы. На шее тоненькой полоской белый воротник белого платья. На ногах черные мягкие сапожки. Восседает с достоинством, как на троне, как Курманжан Датка! Стройная, гордая и даже несколько надменная. Видно, что из знатного рода. И потолок высокий! Окружение самое простое, нет мещанской мишуры. Может она и была! Но художник почувствовала – мельтешение здесь неуместно. Желто-голубая драпировка задевает сегодняшнюю политическую повестку, но это случайность. Главное – осанка и взгляд. Взгляд настороженный: нет ли чего зазорного в позировании? Ах да! Мы же в Советской Киргизии и родовитым есть чего опасаться. Прекрасный портрет! Обещает быть прекрасной картиной! Уходящий Кыргызстан! Уходит Достоинство? Вкус? Самоуважение? Уф! Хорошо, что картина не получилась. Советским художникам нельзя делать такие опасные работы, такие вольные трактовки, которые могут, по выражению партийных чиновников, стать основой всяческой «писанины»! В этюде можно! В картине – нельзя! Простой этюд, а сколько мыслей! Здесь не просто композиция, не просто сочетание цветов и форм. Здесь смысл нетривиальный! Таков талант! Он откровенен… А бывшие советские художники привыкли делать картинки ни-о-чем и продолжают считать учебные упражнения настоявшим искусством.
(1915-1994)
График .Народный художник Киргизкой ССР лауреат Государственной премии СССР. Художник большого таланта и высокой профессиональной культуры она навсегда связала свою творческую судьбу с Кыргызстаном создала в графике глубокий образ кыргызского народа. Её произведения показывалась на международных и зарубежных выставках советского искусства. Родилась Л. Ильина недалеко от Рязани. После окончания Рязанского художественного техникума поступила на факультет Московского художественного института, который в 1939 году. Она училась на отделении деревянной гравюры у В.А, Фаворского. С 1939 года-член Союза художников СССР. В годы Великой Отечественной войны участвовала в организации и работе Окон КирТАГа. С 1945 года стала работать сначала как художник книги, а затем и как станковист. Стиль творчества Ильиной решительный, мужественный, монументальный. Как иллюстратор книги Ильина работала преимущественно в гравюре на дереве. Она иллюстрировала произведения кыргызских писателей, с успехом обращалась к произведениям писателей и поэтов разных времён народов. Награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1951-1945 гг.», За доблестный труд .В ознакомление 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», четырьмя Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР. Её произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в Дирекции выставок и панорам, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее народов Востока (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в музеях дальнего зарубежья.