Жанр
Натюрморт
Период
Кыргызское искусство 1930-1991
Материал / Техника
Холст, масло
Дата создания
1949
Размер
29,5х44,6
Номер
591-220ж
На первый взгляд – простая постановка: сектора шаров и окружностей, овалы, перспективы и три плоскости. Различные фактуры и натуральные цвета. Обычные вещи в обыденном окружении; повседневные в государстве рабочих и крестьян. Помогающие выжить в трудное время… Но, если приглядеться, замечаешь оригинальные сочетания! Прежде всего, это контраст между предметом, который выделяется и предметом, который хочет остаться незамеченным. Ломоть тыквы не хочет быть как все, она светлая, как месяц; любит выступать на парадах, как бодрая пионервожатая; и… рискует быть съеденной. А черный медный чайник растворился в тени; он, как шпион, как черный квадрат с носиком и ручкой. Он здесь давно, к нему все привыкли; он незаметен – в этом секрет его долголетия. Он тихий и интеллигентный… Глиняная чаша прибыла из села и решила отдохнуть. Но не получилось, во всем виноват ее раскрытый рот – брутальный крестьянский обод, в котором разместились полторы луковицы. Половинка и целая… Мы в мастерской художницы, где встречаются разные предметы и рассказывают о том, как они живут. Не словами – пластикой! … График Лидия Ильина параллельно работала в живописи, может быть всю жизнь. В Национальном музее собраны работы с 1940-го по 1949-ый годы. В 1958 году Лидия Ильина создаст серию линогравюр «Слово о киргизской женщине» и станет ведущим художником «кыргызской оттепели». Сейчас графика в Кыргызстане не развивается – покупают в основном живопись.
(1915-1994)
График .Народный художник Киргизкой ССР лауреат Государственной премии СССР. Художник большого таланта и высокой профессиональной культуры она навсегда связала свою творческую судьбу с Кыргызстаном создала в графике глубокий образ кыргызского народа. Её произведения показывалась на международных и зарубежных выставках советского искусства. Родилась Л. Ильина недалеко от Рязани. После окончания Рязанского художественного техникума поступила на факультет Московского художественного института, который в 1939 году. Она училась на отделении деревянной гравюры у В.А, Фаворского. С 1939 года-член Союза художников СССР. В годы Великой Отечественной войны участвовала в организации и работе Окон КирТАГа. С 1945 года стала работать сначала как художник книги, а затем и как станковист. Стиль творчества Ильиной решительный, мужественный, монументальный. Как иллюстратор книги Ильина работала преимущественно в гравюре на дереве. Она иллюстрировала произведения кыргызских писателей, с успехом обращалась к произведениям писателей и поэтов разных времён народов. Награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1951-1945 гг.», За доблестный труд .В ознакомление 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», четырьмя Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР. Её произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в Дирекции выставок и панорам, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее народов Востока (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в музеях дальнего зарубежья.