Ущелье Джети-Огуз

Жанр

Пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1946

Размер

22х27,8

Номер

737-384ж

Летний полдень. Мост через горную речку. Непонятно: из чего сделан мост? Кажется, что это земля пролетает над водой безо всяких опор… Скорее всего, мост деревянный, самодельный. Речка течет под небольшим углом к нижней части картины. Бурлит, пенится, светлой лентой держит композицию. И не держит, а прогибается под тяжестью массы. Видна часть горной гряды. Видны ели и небо. Над вершинами облака. По грунтовой дороге едет одинокий всадник, хочет проехать на эту сторону. Некоторые места написаны поспешно и непонятно? Например, что обозначает абстрактное бледное пятно за мостом? Что это может быть? Теряешься в догадках. Почему автор написала именно это место? Ее заинтересовал мост? Но это, довольно-таки, невыразительное сооружение. Она хотела показать особенность горного пейзажа? Рядом со склонами все кажется мелким. Но человек становится центром картины! Может в этом идея этой работы? Но таких композиций много и эта не самая концептуальная. Художница не стала живописать монументальную гряду красных скал. Ее внимания не привлекли виды уникального санатория, размещенного в ущелье в 1932 году. Так почему автор выбрала именно это, не самое интересное, место? Понятно одно – не надо мешать творческому человеку делать свой выбор! Она видит внутренним взором нужное и важное. И эти наблюдения потом лягут в основу гениальной графики! И главное – в ощущениях, в линиях, в пятнах, в композиции появится образ страны! А это не под силу туристическим открыткам.


Ильина Лидия Александровна

(1915-1994)

График .Народный художник Киргизкой ССР лауреат Государственной премии СССР. Художник большого таланта и высокой профессиональной культуры она навсегда связала свою творческую судьбу с Кыргызстаном создала в графике глубокий образ кыргызского народа. Её произведения показывалась на международных и зарубежных выставках советского искусства. Родилась Л. Ильина недалеко от Рязани. После окончания Рязанского художественного техникума поступила на факультет Московского художественного института, который в 1939 году. Она училась на отделении деревянной гравюры у В.А, Фаворского. С 1939 года-член Союза художников СССР. В годы Великой Отечественной войны участвовала в организации и работе Окон КирТАГа. С 1945 года стала работать сначала как художник книги, а затем и как станковист. Стиль творчества Ильиной решительный, мужественный, монументальный. Как иллюстратор книги Ильина работала преимущественно в гравюре на дереве. Она иллюстрировала произведения кыргызских писателей, с успехом обращалась к произведениям писателей и поэтов разных времён народов. Награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1951-1945 гг.», За доблестный труд .В ознакомление 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», четырьмя Почётными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР. Её произведения находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, в Дирекции выставок и панорам, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее народов Востока (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в музеях дальнего зарубежья.