Серый день

Genre

Пейзаж

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1981

Size

69,5х90

Number

8917-2379ж

Домик на пригорке глядит темным окном, к нему пристроилась непонятная стена, рядом размытый стог сена. Пасется белая лошадь на темно-коричневом квадрате вспаханного огорода. Доминируют теплые землистые оттенки, среди них серо-стальная крыша кажется голубой. Месиво красок красиво выписывает месиво осенней грязи. Двор, окруженный живой изгородью из кустарников, хвороста и жердей. Заросли камыша спускаются вниз, к реке. Вдали тополя и холм. На сером небе белое облако. Вид похож на пригород столицы, это не Южный пейзаж, но у автора не бывает просто пейзажей. Белое облако, как белый квадрат – парадоксальный акцент, белое на светло-сером. От него исходит нечто магическое. Белое, темно-коричневое, желтое – фантастичны, они не чужие, они отсюда, из этой местности. Тем не менее, темно-коричневое – это провал в бездну; желтый – золотистый, как доспехи инопланетянина; верхний угол очерчивает таинственный грязно-серый. Он ничего не обозначает, его диктует идеальная композиция. Одинокое белое облако, большое, красивое, печальное, стоит над лощадью, домиком, огородом, холмами. Прекрасное, отрешенное, страдает и жалеет всех нас (есть похожий отрывок из рассказа Юрия Казакова «Вон бежит собака» 1961 года)… Эту особенность кыргызского пейзажа подхватил кыргызский модернизм. Правильные натурные наблюдения всегда приводят к фантастике, и не только на небе. И если нет фантастики – получается набор учебных штампов. А если только абстракция – получается учебное упражнение по композиции. 70-80 – самый мощный период в философской пейзажной живописи Кыргызстана.


Джумабаев Джамбул

(1946-2005)

Живописец. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 25 декабря 1946 года в селе Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. В 1960-1965гг. учился в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1965 года – во Фрунзенском художественном училище. Работал в живописи, станковой и книжной графике, кино. Наиболее ярко проявил себя в жанровой картине и портрете. Тематика большинства живописных работ художника навеяна родными ему местами Южной Киргизии и впечатлениями детства, юности. Он построены на перетекании нежных, сближенных цветов, наполнены дыханием природы, лирическими чувствами художника. Как художник-постановщик Д. Джумабаев участвовал в создании телефильмов «Солдатенок» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизтелефильм, 1972), «Поет Булат Минжилкиев» ( «Киргизтелефильм», 1973) и художественного фильма «Красное яблоко» по одноименному рассказу Ч. Айтматова («Киргизфильм»,1974). С 1972- года член Союза художников СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева, а также Государственном музее народов Востока (Москва), в музеях и частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья.