Праздник

Genre

Бытовой

Period

Кыргызское искусство 1930-1980 гг.

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1987

Size

117,3х141,5

Number

10647-2661ж

На праздник собрались женщины всех возрастов, посмотреть друг на друга, посудачить, порадоваться на детей и внуков. Сидят на ковре, на шырдаке, расстеленном в саду под яблонями. Приоделись в праздничные одежды, яркие, красочные: восточный калейдоскоп узоров и цветов. На достархане только чай. Выделяется фигура девочки в концертном костюме. Она возвышается над всеми, как ведущая праздника, не важно какого, художник не уточняет – государственного или семейного. Не праздник весны – скорее, праздник урожая. Мир и довольствие, спокойствие и благоденствие, материнство и детство… С начала 80-х годов у художника резко обострилась наследственная болезнь, врачи ограничили потребление жидкости. Постоянно мучила жажда. Как реакция появляется желание идиллии? Желание реализовать свою мечту? Мамы, бабушки, дети – большая семья. В центре картины на руках бабушки внук – такой красивый, такой крепенький, ненаглядный, продолжатель рода и дела отца. И художник желает ему того, чего он сам был лишен в детстве – быть символом здоровья и источником радости. Боль успокаивается. Но гармония нарушена. Почему взрослые – сплошь женщины? Лица разные, будто из разных фотографий. Фигуры не пропорциональны. У бабушки с правого края поразительно огромные руки. Кто изображен на картине? Это близкие художника? Или типажи, символы? Много вопросов, всех не разгадаешь. Это, пожалуй, самая загадочная работа художника. Он смело экспериментировал, рисковал и ломал устоявшиеся стереотипы, но в конце 80-х появилось желание прийти к итогам, затронуть вечное. Но этого не получилось. И не могло получиться в обществе недомолвок и умолчаний. Таланту не важно: где он живет и в какое время. У настоящего художника вечен сам эксперимент и не важно, чем он заканчивается.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.