Самаркандия (композиция)

Жанр

Городской пейзаж

Период

Кыргызское искусство 1930-1991

Материал / Техника

Картон, масло

Дата создания

1970

Размер

44,8х39,8

Номер

4257-1367ж

Голубые купола Самарканда! Арки, минареты, глухие стены, маленькие окна, узкие улочки. Глаз выделяет декоративные решетки, защищающие от беспощадного солнца: они напоминают ромбовидный каркас юрты. Охра, кобальт и марс коричневый, прозрачность и плотность. А в центре композиции ослепительно белая, безлюдная площадь. Игра форм будоражит фантазию. Мерещится красавица, укутанная в шелка, а напротив нее, через улицу, по диагонали возвышаются ухажеры. Охраняет вход во дворец гранд в пышном воротнике; за забором волнуется воин в широких одеяниях, еще немного и он обнажит свою саблю; на них отстранено взирает с высоты циркач на ходулях, призрачный как минарет. И вот уже площадь заполонили персонажи, они почти заслонили ее своими возбужденными телами. Здания одели головные уборы, открыли разноцветные глаза. Самаркандия! Откуда название? Кузьма Петров-Водкин издал замечательную книгу «Самаркандия», в Петербурге, в 1923 году. Название оттуда, но здесь меньше ориентализма и экзотики – больше фантазии и театра. Откуда в названии слово «композиция»? Как будто нужно специально уточнять, что картина – и есть композиция. Была такая мода! Моду распространили студийцы Сенежской студии дизайна. С тех пор в СССР стало модным живописные картины называть «композицией», а художников – «композиторами». Главным стали формальные упражнения. Многие попались на эту удочку: перепутали дизайн со станковой картиной, но талант не позволил автору утонуть в бессмысленных формах. Он стал оживлять композицию! Смело переступил запретную черту, ведь дизайн – это чистая абстракция, там нет загадочных красавиц и вожделеющих мужчин.


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.