Старый уста

Genre

Групповой портрет

Period

Кыргызское искусство 1930-1991

Material / Technique

Canvas, oil

Date of creation

1980-1981

Size

81,5х72

Number

425-187ж

Темнеет. На фоне однотонного бардового задника, туш киийза, сидит старый мастер, нянчить младшего внука и одновременно наигрывает мелодию на комузе. Внук постарше сидит рядом. Каждый думает о своем: глаза малыша удивлено раскрыты в мир красочных видений; тот, кто постарше, уже умеет мечтать; у аксакала во взгляде печаль. Нетрудно заметить, что эта работа буквально повторяет работу «Старший брат Султан с сыном». Повторяются: сюжет, композиция, колорит. Добавился еще один персонаж, появилась философская обобщенность. Фуртичев Вилитарий Иванович в книге «Суйменкул Чокморов: Двенадцать этюдов жизни и творчества» пишет, что в 1971 году художник начал работать над полотном «Старший брат Султан с сыном» и проработал над ним почти десять лет. Ему хотелось передать определенное впечатление. «… Когда-то в детстве Суйменкула поразило розоватое свечение пространства комнаты, источником которого был туш-кийиз, своеобразный настенный ковер, сшитый из кусков бархата и плюша …». Свечение, как образ из детства. Таинственное свечение, которое раздвигает темноту и завораживает своей магией, заставляет возвращаться и вновь искать источник народных традиций, силы и мудрости, счастья и благоденствия. Через решение чисто колористической задачи художнику удалось раскрыть замечательную идею: самое дорогое для кыргызов – дети, их будущее. Старый Уста должен передать им мелодию! Ремесло! Дух! Память! … Но почему Старый Уста задумался, и в глазах его печаль? В памяти удержалось много печального, темного?


Чокморов Суймонкул

(1939- 1992)

Живописец. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии им. Токтогула (за актерские работы в кино). Родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Кантского района. В 1964 году окончил факультет живописи, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Творческая личность Чокморова развивалась в двух направлениях. Постоянно работая в различных жанрах живописи, он много и успешно снимался в кино. Как живописец, Чокморов испытывал особый интерес к искусству портрета. Его модели – это в основном люди творчества. В портретах художник не только выразил характер человека, но и значительность его социальной судьбы. Его произведения отличаются живописностью, изысканностью светлых, чистых цветов, оригинальной композицией. С большим вниманием и теплотой к натуре исполнены работы «Мать» и «Мой сын». Под впечатлением встреч и бесед с известными деятелями мирового кино, им написаны портреты японского кинорежиссёра Акиры Куросавы и итальянской актрисы Моники Витти. С 1968 года-член Союза художников СССР, с 1971 года-член Союза кинематографистов СССР. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лучшие работы Чокморова хранятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им Г. Айтиева. Награждён Почётной грамотой Верховного Совета Кыргызской ССР.