Жанр
Пейзаж
Период
Кыргызское искусство. Современный период
Материал / Техника
Картон, масло
Дата создания
2004
Размер
50,5х70,3
Номер
14814-3424-ж
Это не «примитивизм». Примитивизм – это, когда художник, окончивший профессиональное учебное заведение, специально «забывает» то, чему его учили и осознанно подражает «детским каракулям». И это не «наивное искусство». Наивное искусство – это, когда художник нигде не учился рисовать, живет, как правило, на окраине (и у столицы бывают периферии) и изображает окружающий мир так, как может. И иногда – уникально. И это может определить только специалист. Сарман Асанбеков – образованнейший и умнейший человек. Он все знает: и что такое «примитивизм», и что такое «наивное искусство», и как их правильно делать, и стоит ли делать вообще. Он все понимает, но не считает это главным. Его фантазия работает так сильно, что ее невозможно удержать… Фантастические растения – деревья похожи на цветы. Но разве это главное? Возле юрты большая лошадь. Очень большая, непропорционально большая. Еще светло, но солнце уже за горами и освещает только самую высокую гору и делает ее красной. А напротив солнца – полная луна! Еле видная. А сильнее светится золотое поле! Фантастика! Вы живете здесь! В этих белых домиках с красными крышами, возле золотистого поля, с видом на красную гору, окруженный синими вершинами, в охватываемой одним взглядом долине. За полями юрта, в ней живут ваши знакомые, у них есть очень большая лошадь. Вы живете здесь в гармонии с окружающим миром – это главное!
1935-2009
Искусствовед. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 8 августа 1935 года в колхозе (Коммунизм) Таласской области. В 1958 году окончил филологический факультет Кыргызского государственного университета, в 1966 году-аспирантуру при Институте философии и права Академии Наук Киргизской ССР по специальности изобразительное искусство, разрабатывал тему «Особенности становления и развития профессионального изобразительного искусства Киргизии». Работал научным сотрудником Кыргызского государственного музея изобразительных искусств (1958-1961), заведующим учебной частью (1961-1963), затем директором Фрунзенского художественного училища (1968-1975), заведующим отделом искусства еженедельника «Кыргызстан маданияты) (1968), заведующим редакцией искусства Киргизской Советской Энциклопедии (1975-1977). С 1977 года работал заведующим редакцией литературы по искусству в издательстве «Кыргызстан». С 1980 года-член Союза писателей СССР. В его книгах, статьях, докладах и выступлениях подняты актуальные проблемы современного профессионального искусства республики, такие, как традиции народного творчества в современном искусстве, профессионализм художника, его связь с кыргызской культурой, связь кыргызской культуры с русским искусством.