Легенда

Жанр

-

Период

Кыргызское искусство. Современный период

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

2005

Размер

74,7х110,5

Номер

14815-3425-ж

По диагонали в ряд выстроились горы, скалы, холмы. Черная пещера, разбитая скала, голова великана, голова архара и вдали – голова барса. Такой видели кыргызы природу! Без условностей! Горы оживали и превращались в мифических чудовищ, зверей и великанов. А узоры земли превращались в узоры ковров… Из черной глубины выглядывает лицо. Это дух пещеры? Разбитая скала – это две фигуры в длинных одеяниях? Они склонились друг к другу и плачут кровавыми слезами. Фиолетовый великан спит? Или это мертвая голова? Что означает красная пятиконечная звезда? А красный родник? Похожий на насекомое, оно пробирается вверх по склону... Река появляется из-за скалы и голубой лентой течет по цветущей долине. В горах темно и страшно, а в долине светло и радостно, среди цветов и клумб! В середине композиции стоит легендарный конь с длиной шеей. Других домашних животных не видно. Наверное потому, что хозяйство не вдохновляет… Художник нарисовал свою мысль! О том, что народ творит не в тиши кабинетов, и не за посменном столом – в окружении враждебных сил, которые могут убить и даже съесть! А народ побеждал, обживал всех своей мощной фантазией, и слагал великие легенды! … Сейчас так не происходит: все стало практичнее и прозаичнее. Люди дают вершинам имена… других людей. Люди дали имя разбитой скале – она стала «Разбитым сердцем». Звучит как-то не по-кыргызски.


Асанбеков Сарман

1935-2009

Искусствовед. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 8 августа 1935 года в колхозе (Коммунизм) Таласской области. В 1958 году окончил филологический факультет Кыргызского государственного университета, в 1966 году-аспирантуру при Институте философии и права Академии Наук Киргизской ССР по специальности изобразительное искусство, разрабатывал тему «Особенности становления и развития профессионального изобразительного искусства Киргизии». Работал научным сотрудником Кыргызского государственного музея изобразительных искусств (1958-1961), заведующим учебной частью (1961-1963), затем директором Фрунзенского художественного училища (1968-1975), заведующим отделом искусства еженедельника «Кыргызстан маданияты) (1968), заведующим редакцией искусства Киргизской Советской Энциклопедии (1975-1977). С 1977 года работал заведующим редакцией литературы по искусству в издательстве «Кыргызстан». С 1980 года-член Союза писателей СССР. В его книгах, статьях, докладах и выступлениях подняты актуальные проблемы современного профессионального искусства республики, такие, как традиции народного творчества в современном искусстве, профессионализм художника, его связь с кыргызской культурой, связь кыргызской культуры с русским искусством.