Легенда о Манасе

Жанр

Абстрактная живопись

Период

Кыргызское искусство. Современный период

Материал / Техника

Холст, масло

Дата создания

1995

Размер

96х90

Номер

13618-3247-ж

В 1995 году состоялось Всемирное празднование 1000-летия эпоса «Манас». И Сарман Асанбеков высказался о проблемах визуализации героического эпоса. Но высказался не словами, а… картиной. Смелый поступок! Искусствовед критикует, но он не обязан показывать, как надо. Но, видимо, не удержался… На голубом небе белоснежные облака превращаются в беркутов, барсов, скакунов, батыров. Горы рисуют поверженных героев и их врагов. В долине – башня Бурана, каменные идолы, пасется скот. Теоретик хотел сказать, что дух народа – на небе; в горах – добро и зло; а в долине – реальные воплощения. И рисуя эпос, надо смотреть вверх, а не вниз. Герои сказаний не должны быть похожи на реалистических персонажей. Образы нужно искать в народном искусстве, в брутальных узорах войлочных ковров и использовать достижения… XX века – примитивизм и наивное искусство! … Такая визуальная трактовка не находит понимания: ни у властей, ни у зрителей. Они ждут похожести и достоверности… Художники Кыргызстана не раз обращались к теме эпоса «Манас». В 70-е грандиозный цикл иллюстраций сделал Теодор Герцен; в 80-е Белек Джумабаев поразил всех своим образным миром; в 90-е стали заметным явлением живописные панно Джоомарта Кадыралиева. Особенно востребована тема эпоса сегодня: проводятся конкурсы, выставки, издаются альбомы, создается огромное количество произведений живописи, графики, скульптуры. Многие из них «отличаются банальностью композиции, салонной красивостью … и … не отражают эпического … языка героического эпоса». Так писала в 1987 году старейший искусствовед Республики Джамал Уметалиева, и ее замечания, к сожалению, не устарели...


Асанбеков Сарман

1935-2009

Искусствовед. Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. Родился 8 августа 1935 года в колхозе (Коммунизм) Таласской области. В 1958 году окончил филологический факультет Кыргызского государственного университета, в 1966 году-аспирантуру при Институте философии и права Академии Наук Киргизской ССР по специальности изобразительное искусство, разрабатывал тему «Особенности становления и развития профессионального изобразительного искусства Киргизии». Работал научным сотрудником Кыргызского государственного музея изобразительных искусств (1958-1961), заведующим учебной частью (1961-1963), затем директором Фрунзенского художественного училища (1968-1975), заведующим отделом искусства еженедельника «Кыргызстан маданияты) (1968), заведующим редакцией искусства Киргизской Советской Энциклопедии (1975-1977). С 1977 года работал заведующим редакцией литературы по искусству в издательстве «Кыргызстан». С 1980 года-член Союза писателей СССР. В его книгах, статьях, докладах и выступлениях подняты актуальные проблемы современного профессионального искусства республики, такие, как традиции народного творчества в современном искусстве, профессионализм художника, его связь с кыргызской культурой, связь кыргызской культуры с русским искусством.